Чепелюк Сергей Георгиевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4621
Орден Ленина № 20599
Чепелюк Сергей Георгиевич – заместитель командира эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии младший лейтенант.
Родился 9 сентября 1921 года в городе Дальнереченск ныне Приморского края в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Жил в городе Грозный Чечено-Ингушской АССР. Окончил 10 классов.
В 1942 году призван в ряды Красной Армии. Окончил Чкаловскую (Оренбургскую) военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1942 года.
Сначала были бои на Северном Кавказе, затем – Курская дуга, сражение за Днепр, бои над Правобережной Украиной, участие в Ясско-Кишинёвской операции, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии.
Известной стала его штурмовка войск противника, окружённых в районе Бялы-Камень. О силах окружённого врага имелись явно недостаточные сведения, поэтому штурмовку С.Г. Чепелюк предварил разведкой. Видимость в районе цели была плохой – мешал дым от пожаров.
Воспользовавшись тем, что зенитная артиллерия противника в целях маскировки не открывала огонь по штурмовикам, С.Г. Чепелюк с ведомыми сделал несколько проходов на малой высоте, позволивших ему определить основные цели. После шести штурмовых заходов, сделанных его группой (22 самолёта Ил-2 и 12 Як-9), сопротивление противника в значительной степени было подавлено, что позволило наземным войскам в тот же день покончить с окружённой группировкой.
К июню 1944 года совершил 155 боевых вылетов на Ил-2. В 44 воздушных боях сбил лично три и в группе два самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии младшему лейтенанту Чепелюку Сергею Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Совершил в годы Великой Отечественной войны около 200 боевых вылетов, уничтожил на земле большое количество живой силы и техники, в 50 воздушных боях лично сбил 3 и в группе – 3 самолёта противника.
После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС. Освоил реактивные боевые машины. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, в 1954 году – адъюнктуру при академии. Командовал полком, дивизией. В 1976 году окончил ВАК при Военной академии Генерального штаба.
Генерал-майор авиации С.Г. Чепелюк занимал ответственные должности в Министерстве обороны СССР. Ушёл в отставку в 1984 году.
Жил в Москве. Скончался 18 июля 1985 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами Ленина (26.10.1944), Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени (11.10.1943; 17.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (09.06.1945; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (17.07.1943), Красной Звезды (30.12.1956), Славы 3-й степени (15.12.1943), медалями, в том числе «За отвагу» (04.05.1943), «За боевые заслуги» (15.11.1950).
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Из воспоминаний Героя:
21 июля 1944 года примерно в середине дня командир полка поставил мне задачу: группой в составе 6 Ил-2 нанести штурмовой удар по остаткам окруженной группировки противника в районе севернее Бялы Камень.
Обстановка в районе цели была неясной: точное местонахождение и расположение немцев не установлено.
КП командира штурмового корпуса находился далеко впереди, так как наши войска уже подошли ко Львову.
Все это требовало от ведущего и от всех летчиков большого внимания при отыскании цели, чтобы не ударить по своим войскам.
Этому вопросу при подготовке к вылету я уделил особое внимание. Летчики хорошо знали район полета по предыдущим вылетам, но тем не менее каждому была выдана карта масштаба 1 : 200 000 и изучены характерные ориентиры в районе цели.
Штурмовой удар я решил нанести звеньями, бомбометание по ведущему в звене. Самолеты были снаряжены осколочными бомбами «АО-25», некоторые имели по 1-2 люка «ПТАБ».
Наши действия прикрывались четверкой Як-7, базировавшейся на одном с нами аэродроме.
Подавление ЗА противника было возложено на второе звено и истребителей прикрытия (в случае отсутствия воздушного противника).
Перед взлетом летчики настроили свои радиостанции по ведущему. В 14.50 группа, собравшись в боевой порядок «левый пеленг звеньев; звенья в клину», под прикрытием четверки Як-7 легла на курс.
На маршруте облачность была 7-8 балллов, высота 800-1500 метров, горизонтальная видимость хорошая. Но в районе цели горизонтальная видимость резко ухудшилась из-за дыма от пожаров.
Над целью были отдельные облака, и группа, проходя в разрывы между ними, неожиданно появилась над позициями немцев. Теперь необходимо было отыскать места сосредоточения войск и огневых средств противника. Решив сделать холостой заход, я подал по радио команду: «Холостой заход!» и начал маневр.
Безотказная радиосвязь и хорошая слетанность летчиков дали возможность ведущему свободно маневрировать при отыскании цели.
При появлении штурмовиков немцы прекратили огонь артиллерии, но эта хитрость им не помогла. Заметив расположение позиций, я прошел дальше и с высоты 300-400 метров просмотрел весь заданный район, ЗА немцев молчала. Разворотом вправо группа вышла на свою территорию, решив повторить холостой заход на более ограниченном участке, там, где были намечены артпозиции немцев. Группа зашла на цель с правым кругом для ложной атаки и уточнения целей.
При втором заходе наши наземные войска дали несколько ракет в направлении немецких позиций. С малой высоты детально просмотрели расположение немецких войск и орудий, замаскированных в кустах. Атака производилась в направлении, приблизительно 45 градусов у линии позиций немецких войск с нашей стороны. Концентрация немецких войск в этом районе была наиболее сильной. Очевидно, здесь немцы хотели прорвать окружение, и целесообразнее было именно тут нанести удар.
Атака цели производилась по звеньям, бомбометание с планирования с высоты 300 метров по ведущему звена, причем в один заход сбрасывалось не более одной-двух кассет.
Первое звено атаковало орудия, замаскированные в кустах, бомбы разорвались в расположении батареи. Цель звеном была накрыта хорошо.
Второму звену я указал цель — минометные батареи. После атаки второго звена экипажа наблюдали сильный взрыв, очевидно, взорвался склад боеприпасов.
Следующий заход на бомбометание произвели по этим же целям. Для стрельбы были сделаны два захода. Перед атакой на стрельбу самолеты увеличили дистанции и интервал в звеньях. Выбор и обстрел цели производились каждым летчиком самостоятельно, не нарушался только общий строй звена. Один заход на стрельбу и сбрасывание бомб, оставшихся после первых заходов, были произведены по скоплению автомашин и живой силе вдоль дороги Бялы Камень — Ушно. Здесь летчиком второго звена были зажжены две автомашины.
Пробыв над целью 30 минут, группа сделала 6 заходов. По МЗА действовать штурмовикам не пришлось, так как пара истребителей прикрытия атаковала установки «Эрликон», открывшие было огонь по штурмовикам. Кроме того, истребители прикрытия, предупрежденные при последнем заходе, проштурмовали основную цель.
Группа в полном составе вернулась на свой аэродром.
В условиях неясной наземной обстановки группа после уточнения целей на местности нанесла успешный штурмовой удар, нанеся большой урон противнику.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005