Мотуз Иван Фомич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1114
Мотуз Иван Фомич - командир эскадрильи 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан.
Родился 15 мая 1918 года в селе (ныне город) Перещепино Новомосковского района Днепропетровской области в крестьянской семье. Украинец. Член КПСС с 1942 года. Окончил 8 классов, работал на вагоностроительном заводе "Светофор", учился в Днепропетровском аэроклубе.
В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу.
И.Ф. Мотуз воевал в составе 744-го истребительного авиационного полка, уже к началу войны перевооруженного новыми на то время самолётами Як-1. Это был предельно внимательный и серьезный лётчик. К весне 1943 года он провел 400 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбил 24 самолета противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Ивану Фомичу Мотузу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1114).
"Главный закон для истребителя — всегда атаковать первым", — наставлял капитан И.Ф. Мотуз лётчиков своей эскадрильи. В своем последнем бою он сбил 2 Ме-109, сам был ранен и, истекая кровью, посадил поврежденный истребитель на свой аэродром. Ранение было тяжелым, лечение — долгим, но гвардии майор И.Ф. Мотуз все же вернулся в ВВС.
Более 10 лет летал он после окончания Великой Отечественной войны. В 1951 году. И.Ф. Мотуз окончил Военно-Воздушную академию. Был командиром полка, заместителем командира дивизии. Демобилизовался в 1971 году в звании полковника. Жил и работал в Москве. Скончался 28 апреля 1979 года. Похоронен в родном городе.
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
в 2000 году в городе Перещепино установлен памятный знак Герою.
Из воспоминаний Героя:
В дни Великой Отечественной войны большей частью велись групповые воздушные бои. Однако нашим летчикам-истребителям приходилось также вести воздушные бои в одиночку, против численно превосходящих сил противника. Воздушные бои такого рода не являются основными и носят, как правило, случайный характер. Тем не менее тактика ведения воздушного боя одиночного истребителя представляет огромный интерес, так как в нем испытываются все индивидуальные качества летчика-истребителя.
Немцы часто применяли тактику отсечения от группы отдельных наших самолетов, увлекали их в сторону и навязывали им неравный бой. Такой бой в большинстве случаев заканчивается победой или гибелью, в лучшем случае — потерей самолета. Наши летчики-истребители из одиночного боя почти всегда выходили с победой. Только те из них, которые, встретив большое количество самолетов противника, терялись и старались бежать, всегда были биты.
Обобщая личный боевой опыт, я пришел к выводу, что при встрече с превосходящими силами противника и при ведении неравного боя летчику необходимо:
— сообщить своему командиру по радио о месте боя и о количестве и типе самолетов противника;
— экономить боеприпасы, вести только прицельный и точный огонь;
— производить эволюции и маневр энергично и грамотно, с учетом всех летно-тактических данных своего самолета;
— использовать метеорологические условия, например: выход из атак производить в сторону солнца, при его наличии, и с той же стороны, не дожидаясь атак противника, производить повторные атаки;
— вести бой так, чтобы затянуть врага на свою территорию и в районы нашей зенитной артиллерии;
— не вести боя с потерей высоты, а с набором или сохранением ее;
— не увлекаться погоней за подбитыми самолетами;
— помнить, что осмотрительность является одним из главных условий для одержания победы;
— первым не выходить из боя и не прекращать наступательных атак из-за отказа оружия или из-за расхода боеприпасов.
В подтверждение сказанного я опишу один из таких боев, проведенных мною на участке Северо-Западного фронта в районе города Старая Русса.
13 августа 1942 года к исходу дня напряженность боевой работы достигла максимума. В течение дня наши летчики произвели по нескольку боевых вылетов, из которых каждый сопровождался ожесточенными боями.
В 20.00 очередная группа вылетела на задание. Мне с моим ведомым было предложено отдохнуть, так как мы в этот день провели шесть воздушных боев. Спустя 15 минут после вылета группы командование получило сообщение о том, что наша группа ведет неравный бой и просит помощи. Мы, несмотря на усталость, изъявили желание помочь товарищам и, получив разрешение, поднялись в воздух.
На взлете, после первого разворота, мой ведомый доложил мне по радио, что материальная часть неисправна, полет продолжать невозможно. Я приказал ведомому произвести посадку, а сам решил идти на помощь товарищам. Став на боевой курс, я получил по радио сообщение, что к нашему аэродрому идет 6 Ме-109 на высоте 2000 метров, по-видимому, имеющие задачей нанести удар нашим истребителям, возвращающимся с боевого задания.
До встречи с противником я сумел набрать высочу 2000 метров и прямо перед собой, на этой же высоте, заметил 6 Ме-109, из которых пара прошла в стороне и ушла с обратным курсом на свою территорию. Оставшуюся четверку Ме-109 я атаковал на встречных курсах.
Я заметил, что неожиданная атака в первые секунды вызвала у противника растерянность. Немцы стали строить оборонительный круг, но спустя несколько секунд поняли, что я один, и обрушились всей четверкой на мой одиночный самолет. Не теряя времени, я вступил в бой на виражах, продолжая наступательную тактику.
В первые секунды боя, используя беспорядочный строй противника и хорошее качество самолета Як-7б на виражах, зашел одному Ме-109 в хвост и с первой очереди с дистанции 100 метров зажег его.
Увлекшись удачей, я просмотрел, как один из Ме-109 атаковал меня. Осколками снаряда, попавшего в кабину моего самолета, я был ранен в правую руку и ногу. Резко переводя самолет в набор высоты, я ранверсманом вышел из-под атаки Ме-109, исправив свою ошибку. Очутившись выше противника, я смог оценить создавшуюся обстановку и осмотреть приборы и самолет (к счастью, самолет был почти невредим). Не обращая внимания на ранение, не теряя ни секунды, я перевел свой самолет в атаку. Бой завязался на вертикальных фигурах и виражах. Немцам несколько раз удавалось занять выгодное положение для атаки, но благодаря хорошей осмотрительности я не упускал из виду ни одного их маневра и в последний момент резко бросал свой самолет в вираж, используя превосходящие качества Як-7б над Ме-109. Бой принял ожесточенный характер. Немецкие летчики, потеряв один свой самолет, не хотели упустить меня. Несмотря на полученные тяжелые раны, я продолжал бой и только наступал.
Немцы попробовали применить другую тактику. Пара Ме-109 отошла немного в сторону и, набрав высоту, приняла на себя роль сковывающих самолетов. С третьим Ме-109 мы остались один на один и продолжали бой. Когда мне удавалось занять выгодное положение для атаки, верхняя пара Ме-109 сразу же приходила на выручку третьему Ме-109. Я вынужден был прекращать атаку и уклоняться от огня пары Ме-109. Примерно на 25-й минуте боя немцы, став цепочкой на больших скоростях, начали поочередно производить атаки по моему самолету, стараясь затянуть меня на вертикаль. При таком маневре, возможно, что одному из Ме-109 удалось бы поймать меня на вертикали. Разгадав замысел немцев, я не пошел на вертикальный маневр, который мне навязывали немцы, я продолжал бой на виражах. Атаки немцев приняли яростный характер. Воспользовавшись беспорядочным строем противника в один из моментов, я поймал Ме-109 в прицел. Пушечная очередь, и второй немец горящим врезался в землю.
Оставшаяся пара Ме-109 после потери второго самолета прекратила атаки. И только тогда я ощутил резкую боль. Не упуская из виду пару Ме-109, я взял курс на свой аэродром. Немцы перешли в пикирование, решив атаковать мой самолет снизу. Я немедленно стал в вираж. Немцы, оказавшиеся снизу в очень невыгодном для них положении, задуманной ими атаки не произвели и, развернувшись, ушли на свою территорию.
Так закончился мой 30-минутный бой с 4 Ме-109. Этот бой показал, что качество нашего отечественного самолета-истребителя во многом превосходило хваленую немецкую технику. Спустя несколько часов мне принесли кресты германских «асов», которых я сбил в этом бою.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005
Https://yeezy-boost-spb.ru https://yeezy-boost-spb.ru купить кроссовки adidas yeezy boost. yeezy-boost-spb.ru |