Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-торпедоносцы
Меркулов Василий Александрович

Меркулов Василий Александрович

17.04.1912 - 19.03.1945

Герой Российской Федерации

Даты указов

23.02.1998

Медаль № 442

Меркулов Василий Александрович - командир эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии Краснознамённого Балтийского флота, гвардии майор.

Родился 17 апреля 1912 года в селе Добрынском ныне Суздальского района Владимирской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса сельской школы, работал в селе. В 1927 году, после смерти отца, уехал в Москву. Работал котельщиком, печником на Октябрьской железной дороге. Учился на рабфаке Московского автодорожного института.

В 1934 году призван в Красную Армию Краснопреснинским райвоенкоматом города Москвы. По путёвке комсомола был направлен в летное училище. В 1937 году успешно окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина и получил направление на Северный флот.

Младший летчик Меркулов начал службу в 45-й авиационной эскадрильи Северного флота. С 1939 года летал в 118-м авиационном полку. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40 годов, совершил 6 боевых вылетов.

Начало Великой отечественной войны Василий Меркулов встретил командиром звена того же 118-го авиационного полка Северного флота. С первых дней участвовал в боевых вылетах. В августе 1941 года при налете на аэродром Киркинес экипаж Меркулова уничтожил 12 самолётов врага, в сентябре того же года разрушил командный пункт финской дивизии. С ноября 1941 года по август 1942 года старший лейтенант Меркулов воевал в 72-м смешанном авиационном полку ВВС Северного флота.

В августе 1942 года переведен на Краснознаменный Балтийский флот. В должности командира звена он участвует на Балтике в боевых действиях против немецких захватчиков с декабря 1942 года в составе 58-й авиационной эскадрильи, с августа 1943 года по декабрь 1943 года - в 1-м гвардейском минно-торпедном авиационном полку.

Боевые задачи выполнял разнообразные: бомбил военно-морские базы: Хельсинки, Таллин, Котка; железнодорожные узлы: Красногвардейск (ныне - Гатчина), Псков, Мга, Нарва; аэродромы противника. Совершал полёты на постановку дымовых завес, по выводу кораблей КБФ из Ленинграда в Кронштадт, в далекий тыл врага на поиск и торпедирование кораблей противника.

Первую победу в торпедной атаке одержал 21 октября 1943 года потопив в Финском заливе транспорт водоизмещением 1500 тонн В период блокады города Ленинграда делал по 4-5 боевых вылетов за ночь. Участник разгрома десанта противника на острове Сухо в Ладожском озере.

К октябрю 1944 года гвардии капитан Меркулов совершил: 360 вылетов, из них 49 ночных. В воздушных боях сбил 4 самолета, торпедными атаками потопил 4 транспорта противника. Был представлен к званию Героя Советского Союза, но представление не было реализовано.

В начале 1945 года продолжал воевать в составе 1-го гвардейского минно-торпедного полка. 18 марта 1945 года гвардии майор Меркулов вылетал ведущим в группе самолетов для бомбоудара по каравану противника и потопил транспорт водоизмещением 100 тыс. брутто-тонн.

19 марта 1945 года гвардии майор Меркулов во главе четырёх торпедоносцев обнаружил на траверзе города Нойкурен (ныне город Пионерский Калининградской области) караван судов противника. При заходе на торпедную атаку самолет Меркулова был подожжен, но экипаж продолжил атаку, сбросил торпеду. Транспорт противника водоизмещением 10 тыс. тонн от взрыва торпеды переломился и затонул. Горящий «Бостон» упал в море. Вместе с Меркуловым погибли и его боевые друзья: штурман, Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Рензяев, начальник связи, гвардии старшина А.П. Грибовский, воздушный стрелок гвардии сержант В.С. Растяпин. В результате удара группы Меркулова были потоплены сторожевой корабль и два транспорта противника. Вернувшиеся на базу экипажи доложили о таране.

К марту 1945 года гвардии майор Меркулов совершил около 400 боевых вылетов. Им было потоплено 6 транспортов противника общим водоизмещением более 43000 тонн.

В 1976 году его брат обратился в Главное управление кадров Министерства обороны СССР с запросом о присвоении Василию Александровичу звания Героя Советского Союза и увековечении его памяти, но получил отказ.

Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 1998 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, гвардии майору Меркулову Василию Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Этим же указом высокое звание присвоено другим членам экипажа: гвардии старшине А.П. Грибовскому и гвардии сержанту В.С. Растяпину.

Награжден 3 орденами Красного Знамени (01.04.1943; 13.10.1944; 24.10.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (03.11.1944).

Имя Меркулова решением Калининградского облисполкома присвоено одной из улиц в городе Пионерском, на ней в 1977 году открыта мемориальная доска. На родине Героя - в селе Добрынском, в 1965 году был открыт памятник односельчанам - участникам войны. Но имя Василия Меркулова в списке появилось только в 1985 году благодаря активной поисковой работе, которую проводили следопыты школы №15 города Владимира.



Последний вылет

19 марта гвардейцы вели бой в Померанской бухте. Рензаев и Меркулов в этот день отдыхали и на проработке задания не присутствовали. Но, узнав о воздушной битве, которую ведут товарищи, направились в штаб. Зная, что Меркулов и Рензаев не были на проработке задания, Кузнецов не без колебаний разрешил им лететь.

И вот уже командирский торпедоносец и самолеты Массальцева, Подъячева, Головчанского оторвались от аэродрома. Оперативный дежурный сделал запись: 14 часов 42 минуты...

В 16.03. по радио все услышали меркуловский басок:
- Внимание, слева по курсу дымы. Идем на сближение.

Шесть крупных транспортов. Охранение - девять сторожевых кораблей и три сторожевых катера. Никогда я не видел такого скопления вражеских судов. Да и Головчанский, командир торпедоносца, не видел. Это только говорится - "посудина". А на каждой "посудине" - зенитки и крупнокалиберные скорострельные автоматы. Во все глаза следим за ведущим, ждем приказа. И вот Меркулов снова басит:
- Массальцев по головному сторожевому кораблю. Головчанский и Подъячев - по головному транспорту. В атаку!

Подъячев, как и Меркулов, с торпедой. А Массальцев и Головчанский - с бомбами. Значит, надо лететь на бреющем, на высоте мачт. Под ожесточенным артогнем приблизились к цели. Водяные столбы возникают перед моторами. Клочковатое облачное небо и натужный гул двигателей, артиллерийская канонада и тонущие корабли - все смешалось.

Бомбы Массальцева взорвали сторожевой корабль, и он тонет. Головчанский в паре с Подъячевым, почти касаясь воды, приближаются к точке сброса. Кажется, бомбы поразят свой же самолет, так они близки к моторам. Но вот море встает на дыбы. Это Головчанский «перемахивает» через транспорт, слышатся взрывы бомб и еще более мощный взрыв торпеды. Сколько тысяч тонн в этом транспорте, расколовшемся надвое? Страшно смотреть на обнажившиеся внутренности судна: еще работающие машины, вываливающиеся грузы...

Можно представить радостное настроение Меркулова и Рензаева: ведомые отработали отлично. Рензаев проложил курс к самому большому в группе транспорту водоизмещением 10000 тонн. Рассчитывал атаку в огне, как всегда, с хладнокровной уверенностью. А командир, может быть, даже пел.
...Головчанский крикнул:
- Командир горит!

Снаряды пробили фюзеляж самолёта комэска. За левым мотором тянулась полоса черного дыма и, хотя бой происходил днем, виднелось выбивавшееся из-под капота короткое пламя.

Срывающимся голосом Головчанский передал в эфир о беде. Теперь все, что происходило в воздухе, было связано с Меркуловым и Рензаевым. Пробоины в своем самолете забыты.

Что будет с командиром?

Уже не больше восьмисот метров до транспорта, пора бросать торпеду, если только Меркулов и Рензаев могут это сделать. Командирский торпедоносец летел, не сворачивая.

Торпеда выскочила не из самолета, а из бушующего костра. И пошла на транспорт. Теперь надо скорее выйти из опасной зоны. Но самолет, снижаясь, продолжает идти по прямой. Перебито управление? Или у раненого летчика нет больше сил? Экипаж все сделал, что надо. Рензаев рассчитал атаку. Меркулов не свернул, когда снаряды зажгли торпедоносец. Все, как в гвардейской клятве: "Гвардеец может умереть, но должен победить".

Взрыв торпеды, тонущее фашистское судно - последнее, что видели Василий Меркулов и Алексей Рензаев. Головчанский доложил, что горящий командирский торпедоносец таранил судно.

Широта 55° 00, долгота 15° 45. Здесь погиб экипаж торпедоносца - летчик В.А. Меркулов, штурман А.И. Рензаев, начальник связи эскадрильи стрелок-радист А. П. Грибовский, воздушный стрелок В.С. Растяпин. Но это не только точка гибели. Это место подвига.

По книге Львова М.Л. Пароль - Балтика - Калининград: 1984

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Львов М.Л. Пароль-"Балтика". Калининград, 1985.

Огненный пилот (газ. Призыв, 24.03.2005)

Шатунов Г.П. С комсомольским билетом. М., 1973.

Подводная археология   Т