Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Громов Георгий Васильевич

Громов Георгий Васильевич

01.04.1917 - 26.09.1975

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 8980

Громов Георгий Васильевич - командир 515-го Померанского ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени истребительного авиационного полка (193-я Демблинская ордена Суворова 2-й степени истребительная авиационная дивизия, 13-й Седлецкий Краснознамённый истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), подполковник.

Родился 1 апреля 1917 года в деревне Оленино Темкинского района Смоленской области в крестьянской семье. Русский. Окончил шесть классов. С 1932 года жил в Москве. Работал электромонтёром Московского треста "Энергострой" и учился в аэроклубе.

В 1937 году призван в ряды Красной Армии. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов в декабре 1938 года. Служил младшим лётчиком в ВВС Ленинградского военного округа. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов. С весны 1940 года - помощник военного комиссара истребительного авиационного полка по комсомольской работе, с ноября 1940 - командир звена 147-го истребительного авиационного полка ВВС Ленинградского военного округа. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.

В боях Великой Отечественной войны лейтенант Г.В. Громов с июня 1941 года. Воевал в составе 147-го авиационного полка, действующего в Заполярье. Вместе с другими лётчиками прикрывал наземные войска, защищал от налётов Мурманск, летал на разведку и штурмовку вражеских войск в сложных метеорологических условиях Севера.

С января 1942 года - командир эскадрильи. С июля 1943 года - штурман полка. В феврале 1944 года Г.В. Громов был назначен заместителем командира полка, ставшего к тому времени 20-м гвардейским (полк воевал в составе 258-й авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта). Почти три года воевал в условиях Заполярья.

В апреле 1944 года назначен командиром 515-го истребительного авиационного полка на 1-м Белорусском фронте. Участник Белорусской. Висло-Одерской, берлинской наступательных операций. Только за время Висло-Одерской операции боевой счёт авиаполка вырос на 34 уничтоженных самолёта. За отличия в боях при овладении городом Радомом полк удостоился ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени, а за отличия в Восточно-Померанской операции получил почётное наименование "Померанский".

8 мая 1945 года перед группой лётчиков командир полка подполковник Г.В. Громов поставил последнюю в Великой Отечественной войне боевую задачу: непосредственным сопровождением прикрыть перелёт с аэродрома Стендаль в Берлин английской, американской и французской военных делегаций. 18 лётчиков - истребителей выполнили эту задачу успешно.

Всего же к марту 1945 года подполковник Г.В. Громов совершил 402 боевых вылета, провёл 64 воздушных боя, сбил 13 самолётов противника (эта цифра образовалась путем пересчета групповых побед в личные согласно приказу командующего 7-й воздушной армии; в реальности по документам Герой сбил за войну 7 самолётов врага лично и 17 - в группе).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками подполковнику Георгию Васильевичу Громову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические командные курсы, в 1956 году — Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. Командовал 279-й истребительной авиационной дивизией (Прикарпатский военный округ). С августа 1961 года - командующий авиацией 8-й отдельной армии ПВО (Киев).

С сентября 1963 генерал-майор авиации Г.В. Громов — в запасе. Жил в городе-герое Киеве. Скончался 26 сентября 1975 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Награждён орденом Ленина (15.05.1946), тремя орденами Красного Знамени (29.11.1941, 13.07.1942, 1.07.1945), орденами Александра Невского (24.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (18.09.1944), Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названа средняя школа в Тёмкинском районе Смоленской области.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово, Новосибирская область).


В сложных метеорологических условиях Севера ему приходилось совершать по нескольку боевых вылетов в сутки на выполнение различных заданий. Несмотря на численное в большинстве случаев превосходство вражеской авиации, Г.В. Громов смело вступал в бой с противником и всегда выходил победителем.

15 октября 1941 года Г.В. Громов вылетел на задание во главе четвёрки истребителей. Подошли к линии фронта, где пехота вела ожесточённый бой, стали патрулировать. И вдруг появилась большая группа "Юнкерсов". Под прикрытием "Мессеров" она намеревалась нанести удар по позициям наших войск.

Четвёрка наших истребителей вступила в неравную схватку: она врезалась в строй бомбардировщиков и расколола его. Г.В. Громов завязал бой с четырьмя "Юнкерсами". Умелым маневром он зашёл в хвост одному из них и, пока другие разворачивались, выпустил в него длинную очередь. Вражеский самолёт задымил, резко потерял скорость и, кувыркаясь, стал падать. Победа командира ободрила ведомых, они снова устремились в атаку. Немцы, беспорядочно сбрасывая бомбы, начали торопливо уходить.

В том бою советские лётчики во главе с Г.В. Громовым уничтожили 3 вражеских самолёта. Возвратившись на аэродром, Г.В. Громов провёл тщательный разбор действий каждого пилота, указал на главную ошибку — открытие огня по противнику с большого расстояния. Из-за этого впустую расходовался боекомплект. Сам Г.В. Громов свой истребитель знал до последнего винтика, любил его. Когда садился за штурвал, самолёт становился как бы частью его самого.

Трудный бой с врагами пришлось выдержать Г.В. Громову и 8 ноября 1941 года. В тот день он нёс боевое дежурство на аэродроме. С утра всё было спокойно и вдруг на командный пункт поступило сообщение, что Мурманску угрожает массированный налёт вражеских бомбардировщиков. Над аэродромом взвилась зелёная ракета.

Один за другим в свинцовое северное небо поднялись шесть истребителей во главе с Г.В. Громовым. Некоторое время летели в сплошных облаках, почти вслепую, молча, чтобы радиопереговорами не выдать себя раньше времени. Потом облака стали редеть. Г.В. Громов заметил большую группу пикировщиков "Ju-87" и прикрывавших её "Мессеров". Г.В. Громов устремился к "Юнкерсам".

Атака оказалась эффективной. Сбив 2 бомбардировщика, наши истребители заставили врагов броситься врассыпную. Увертываясь от "Мессеров", Г.В. Громов настойчиво рвался к "Юнкерсам". Погнался за одним, но вдруг услышал в наушниках: "Командир, "Месс" на хвосте!". Оглянулся - так и есть. Решение пришло мгновенно: убрал газ, дал рули на скольжение.

Вражеский самолёт проскочил над ним, и тут Г.В. Георгий включил двигатель на полные обороты, пошёл на горку. Неожиданный маневр завершился тем, что он вогнал в "Мессера" очередь, тот загорелся и, оставляя за собой чёрный след, понёсся к земле. Смело сражались и ведомые. В этом ожесточённом воздушном бою на ближних подступах к Мурманску 6 советских истребителей сбили 5 вражеских самолётов. Остальные, укрываясь в облаках, ушли за линию фронта.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Жирохов М.А. Асы над тундрой. Москва, 2011.

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.