Герой Советского Союза
Транспорт: Лётчики ГВФ
Груздин Александр Иванович

Груздин Александр Иванович

22.12.1903 - 29.05.1943

Герой Советского Союза

Даты указов

26.11.1941

Медаль № 520

Орден Ленина № 7379

Памятники

Плита колумбария

Груздин Александр Иванович – лётчик 1-й авиаэскадрильи Московской авиационной группы особого назначения ГВФ, старший лейтенант.

Родился 22 декабря 1903 года в городе Рига Лифляндской губернии, ныне Латвии, в семье рабочего-садовника. Латыш. Окончил 4 класса. С 14 лет начал трудиться. Был чернорабочим, землемером, подручным слесаря.

В Красной Армии с 1923 года. Окончил Севастопольскую школу авиамотористов, Ленинградскую военно-техническую авиационную школу. Служил мотористом, техником, инженером авиационного отряда. В 1932 году был по болезни демобилизован. Работал инженером эскадрильи Батайской авиационной школы пилотов ГВФ, которую окончил без отрыва от производства в 1934 году. В этом же году стал лётчиком-инструктором и в Батайске проработал ещё 2 года.

С 1936 года Груздин жил в Москве, водил транспортные самолёты на линиях Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Перевозил почту, пассажиров, различные грузы. Инженер-пилот 1-го класса.

В составе особой авиационного группы ГВФ Груздин участвовал в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны ГВФ было сформировано 2 авиационных соединения: Московская авиационная группа особого назначения и особая авиационная группа связи. Груздина зачислили в состав 1-й эскадрильи Московской авиагруппы. Гражданская авиация обслуживала фронтовые части и партизанские отряды, осуществляла разведку и бомбардировку сил противника, выполняла воздушно-десантные операции.

В начале войны, будучи командиром транспортного самолёта ПС-84, Груздин получил приказ доставить группу парашютистов на оккупированную территорию Литвы, в район города Каунаса. В этом районе противником было создано несколько поясов противовоздушной обороны. Груздин пошёл на хитрость. Он приказал бортмеханику нарушить синхронность оборотов двигателей. В результате их звуки стали похожими на работу немецких бомбардировщиков, и самолёт Груздина был не тронут фашистскими зенитками. Десант был выброшен в точно назначенном месте.

В августе 1941 года Груздину было поручено выбросить ещё одну группу парашютистов в новом районе, сильно защищёнными зенитными средствами противника. Во время полёта он заметил, что впереди в метрах пятидесяти идёт немецкий самолёт. Когда зенитки открыли огонь, с борта немецкого самолёта вниз полетели 3 ракеты. Это был пароль: «Я свой». На борту самолёта Груздина тоже были ракеты. Он тут же тоже стал «своим» и пролетел над поясом обороны невредимым.

К ноябрю 1941 года Груздин совершил 27 успешных боевых полётов в глубокий тыл противника ночью и в сложных метеорологических условиях.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Груздину Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

И снова были задания. При выполнении их Груздину не раз приходилось прорываться через заградительный огонь противовоздушной обороны врага, уходить от фашистских истребителей. Однажды, вернувшись от партизан, Груздин обнаружил в своей машине более 100 пробоин.

10 марта 1942 года за успешное выполнение специального задания приказом начальника Центрального штаба партизанского движения Груздину и всему экипажу самолёта ПС-84 была объявлена благодарность.

22 сентября 1942 года на самолёте Ли-2 Груздин совершил новый сложный полёт в Минское партизанское соединение под командованием В.И.Козлова. Это был первый самолёт, приземлившийся на партизанском аэродроме, и привёзший грузы партизанам непосредственно «в руки». Обратно в Москву Груздин вывез группу партизан.

После этого Груздин выполнил ещё несколько сложных заданий командования. Но до светлого дня Победы ему не довелось дожить. В 1943 году Груздин был командирован в Шотландию, на авиабазу Эрролл в районе города Данди для освоения и перегонки в СССР английских бомбардировщиков A.W.41 «Альбемарль». Провёл большую работу по освоению новой материальной части.

29 мая 1943 года в одном из полётов отказали двигатели на английском самолёте, пилотируемом Груздиным, и неуправляемая машина врезалась в склон горы.

Урна с прахом Груздина спустя год была доставлена в Москву, где была захоронена с воинскими почестями в колумбарии Новодевичьего кладбища (северная стена).

За время своей лётной работы Груздин налетал 4859 часов, из них в период Великой Отечественной войны 920 часов. Им было выполнено более 200 боевых вылетов, в том числе 96 - ночью.

Награждён орденом Ленина (26.11.1941).


В октябре 1942 года было заключено соглашение между британским и советским правительством на поставку 200 бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 «Albermarle».

Самолёт явно не вызывал восторга у английских лётчиков. Затянутый взлёт, вялое маневрирование и в воздухе, и на земле, плохой обзор из пилотской кабины вбок (при рулении по аэродрому приходилось ставить кого-то из членов экипажа у верхнего блистера, чтобы руководить действиями пилота) отнюдь не прибавляли ему популярности. Неудачно скомпоновали кабину: чтобы дотянуться до управления щитками или шасси, летчику приходилось опускаться ниже уровня козырька, что было довольно опасно при взлете. Очень плохо «Албемарл» летел на одном моторе - лишь при форсировании двигателя можно было удержать высоту.

История с поставкой из Великобритании в СССР «Харрикейнов» и «Томагавков» повторялась. Англичане не только не торопились помочь союзнику, практически в одиночку сражающемуся с общим врагом, но, пользуясь моментом, попросту подсовывали залежалый и некондиционный товар.

Однако это выяснилось значительно позже.

Перегонщиков набрали из числа очень опытных специалистов 1-й транспортной авиадивизии. Все экипажи состояли из офицеров.

Для их переподготовки в январе 1943 года англичане сформировали специальную 305-ю учебную часть на авиабазе Эррол близ города Данди в Шотландии. Перед отбытием в Англию советских лётчиков кратко ознакомили с иностранной авиатехникой. На «Бостонах» в Йошкар-Оле их обучили технике взлёта и посадки на самолётах с носовой стойкой шасси (на советских машинах тогда ещё не применявшейся).

11 января 1943 года в Данди прибыли первые 3 советских пилота и 3 бортмеханика, а два дня спустя в Эррол прилетели первые 2 «Албемарля».

Самолёты собирались перегонять по очень рискованному маршруту через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море, через зону действий истребителей противника. Предстоял долгий путь на большой высоте, чтобы избежать перехвата. Для этой цели «Албемарлы» в Англии специально дорабатывались. В основном это касалось мотоустановки и маслорадиаторов, нужно было обеспечить длительный подъём перегруженного горючим самолёта на высоту.

Программа переподготовки наших пилотов в Шотландии была довольно краткой. По 2 полёта с инструктором днём, ещё 2 ночью плюс 4 самостоятельных и всё. «Языковый барьер» обходили, как умели, выучив несколько десятков основных терминов и стандартные фразы для общения с инструкторами и руководителями полётов на контрольной вышке.

3 марта 1943 года первый «Албемарль» вылетел из Эррола и утром следующего дня спустя 9 часов тяжелейшего полёта приземлился на Внуковском аэродроме.

В Советском Союзе самолёт подвергли тщательным испытаниям. Заключение было неутешительным. Английские машины значительно уступали и отечественным дальним бомбардировщикам, и транспортным самолётам ПС-84.

Большое количество недостатков выявилось и в ходе эксплуатации первых прибывших «Албемарлей» в войсковых частях. Машины разделили поровну между транспортной авиацией, находившейся в двойном подчинении ГВФ и ВВС, и авиацией флота. Обычно эти самолёты возили срочные грузы.

Поскольку лётчики-перегонщики должны были совершить несколько рейсов, их опять отправили в Шотландию. Новым же экипажам, получившим незнакомые машины, пришлось осваивать их самостоятельно. Машина получила обидную кличку «обормот», и советские летчики отзывались о ней ничуть не лучше, чем английские. Надежность самолёта оставляла желать лучшего, почти ни один рейс не обходился без неприятностей.

Ознакомившись с результатами первых недель эксплуатации «Албемарля» в нашей стране, комиссия под руководством маршала авиации Астахова рекомендовала отказаться от их дальнейшей приёмки или, по крайней мере, серьёзно модифицировать.

В мае 1943 года перегонку самолётов приостановили, хотя перегонщики и продолжали тренировки в Шотландии.

16 июня 1943 года капитан Груздин Александр Иванович разбился во время тренировочного полёта в горах Шотландии вместе с экипажем и английскими инструкторами.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои и подвиги. Книга 8. М.: Воениздат, 1986

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.