Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Дзюба Иван Михайлович

Дзюба Иван Михайлович

01.05.1918 - 12.10.1995

Герой Советского Союза

Даты указов

21.07.1942

Медаль № 601

Дзюба Иван Михайлович - командир эскадрильи 12-го истребительного авиационного полка 57-й смешанной авиационной дивизии 11-й армии Северо-Западного фронта, майор.

Родился 1 мая 1918 года в селе Огульцы ныне Валковского района Харьковской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на Харьковском паровозоремонтном заводе.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Одесскую военно-авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался под Москвой, на Калининском, Северо-Западном, Волховском, Сталинградском и Степном фронтах. В годы войны прошел боевой путь от командира авиационного звена до инспектора корпуса по технике пилотирования.

Уже в первых боях с немецко-фашистскими захватчиками И.М. Дзюба проявил себя отважным бойцом и умелым командиром.

Только за период с августа 1941 года по январь 1942 года эскадрилья 12-го истребительного авиационного полка, которой командовал майор Дзюба, произвела 817 боевых вылетов. Его летчики провели тогда 104 воздушных боя и сбили 15 самолетов противника. Сам командир вылетал по 6-7 раз в день и за короткое время провел 13 воздушных боев, воодушевляя личным примером своих боевых товарищей. Три вражеских самолета Иван Дзюба сбил в сентябре 1941 года, причем два из них – в один день.

То были очень тяжелые для нашей Родины дни. Ненавистный враг рвался к сердцу Отчизны – Москве. Нужно было во что бы то ни стало остановить его, чтобы затем погнать прочь.

Однажды майор Дзюба повел группу самолетов штурмовать наземные войска противника. Вылетели под вечер, надеясь, что вражеские летчики не появятся в такое время и будет легче выполнить боевое задание. Но неожиданно из облаков вынырнули 12 «мессершмиттов». Завязался воздушный бой. И хотя силы были неравными, советские летчики не дрогнули. Они слышали в шлемофонах волевой голос своего командира, его приказ атаковать врага.

Вот командир эскадрильи прошил меткой пулеметной очередью одного из стервятников. Тот наклонился на крыло, перевернулся и, охваченный пламенем, пошел к земле. Пример командира подбодрил летчиков. Они еще смелее атаковали фашистов и сбили два самолета.

За первые сбитые фашистские самолеты Иван Михайлович Дзюба был награжден орденом Красного Знамени. А вскоре на его счету уже было шесть боевых машин противника. Когда шли бои под Старой Руссой, наши пехотинцы видели, как советский истребитель, который вел за собой группу самолетов, атаковал и сбил одного «хейнкеля», а в другой раз - «юнкерса». Как узнали позже пехотинцы, воздушное патрулирование над их боевыми порядками в те дни несла эскадрилья майора Дзюбы.

Командир эскадрильи 12-го истребительного авиационного полка (57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я армия, Северо-Западный фронт) майор Иван Дзюба к февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, в 13 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 2 самолета противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Ивану Михайловичу Дзюбе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 601).

К сентябрю 1943 года И.М. Дзюба совершил 238 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, сбил 9 самолётов противника лично и 12 - в группе.

С сентября 1943 года И.М. Дзюба - на испытательной работе в научно-исследовательском институте ВВС. Провел госиспытания ЛаГГ-3 дублера с ВК-105ПФ (1944 год), Ла-9В, Ла-9М, «152» (1947 год), Ла-9РД (1947-48 годы), Як-11 (1948 год), Ил-40 (1954 год). Освоил 117 типов и модификаций самолётов.

И.М. Дзюба одним из первых освоил технику пилотирования реактивных самолётов. Испытывал средства спасения лётчика, системы вооружения, определял характеристики устойчивости и управляемости самолётов.

В 1944 году он провел несколько различных испытаний самолётов ОКБ Лавочкина, при этом выявил серьезные недостатки Ла-7, имевших, в частности, недоброкачественно выполненные предкрылки, и дал ценные рекомендации по совершенствованию оборудования этой машины.

В 1947 году в одном из полетов И.М. Дзюбы на истребителе «152» ОКБ Лавочкина отказал двигатель. При вынужденной посадке машина оказалась основательно повреждена и ее не восстанавливали.

В сентябре 1950 года завершались государственные испытания опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика Ла-200. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров самолет вдруг резко накренило. Из-за обрыва тяги привода одного из закрылков, закрылок выпустился лишь с одной стороны. Но И.М. Дзюба среагировал мгновенно. Он сразу же убрал закрылки, ушел на второй круг и сел на повышенной скорости без использования механизации крыла.

Через несколько дней на самолёте-лаборатории УТИ МиГ-15 в момент катапультирования из второй кабины парашютиста-испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила И.М. Дзюбу. Но постепенно он пришел в себя и, собрав всю свою волю, привел раненый «МиГ» на аэродром.

В 1959 году по решению ЦК КПСС начался отбор, из числа лётчиков истребительной авиации, в первый отряд космонавтов ( всего 20 человек ), а 11 января 1960 года было принято решение о формировании Центра подготовки космонавтов. Для занятий с будущими космонавтами по лётной и парашютной подготовке, в числе других известных пилотов, был подключен и Иван Михайлович Дзюба. В числе его учеников были Ю.А.Гагарин, Г.С.Титов, А.Г.Николаев.

С 1972 года полковник И.М.Дзюба – в отставке. С 1974 года работал в Главном штабе ВВС.

Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Скончался 12 октября 1995 года. Похоронен на кладбище в деревне Леониха Щёлковского района Московской области.

Полковник (1950), заслуженный лётчик-испытатель СССР (5.07.1961). Награждён орденом Ленина (21.07.1942), двумя орденами Красного Знамени (21.12.1941, 5.02.1947), орденом Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (5.06.1945) степени, орденом Красной Звезды (3.11.1953), медалями.

Его именем назван проспект в Харькове. В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Фото Героя предоставлены
Андреем Симоновым.


 

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.

Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.