Халмакшинов Алексей Юденич
Герой Труда Российской Федерации
Герой Труда Российской Федерации
Халмакшинов Алексей Юденич – водитель автомобиля акционерного общества «Разрез Тугнуйский», Республика Бурятия.
Родился в 1963 году. Окончил Горхонскую среднюю школу в селе Кырен Тункинского района Бурятской АССР (ныне – Республики Бурятия), в дальнейшем – Восточно-Сибирский технологический институт в столице республики городе Улан-Удэ.
В 1985 году приехал в строящийся горняцкий посёлок Саган-Нур в Мухоршибирском районе Бурятии, где началась разработка каменноугольлного Тугнуйского разреза. В предпусковой дирекции разреза не хватало работников, а у молодого инженера-механика имелись все категории вождения. И он стал работать водителем автобуса, развозившим на работу доярок. В 1988 году начались вскрышные работы на Тугнуйском разрезе, заработал же он в 1989 году, когда с Олонь-Шибирского месторождения пошли первые тонны добытого каменного угля. Пройдя курсы в учебном комбинате предприятия, Алексей Халмакшинов стал водителем БелАЗа грузоподъёмностью 40 тонн. Сначала он возил породу после вскрышных работ, а когда экскаваторы дошли до угля, стал его перевозить на самосвале.
В 2001 году «Разрез Тугнуйский» вошёл в состав АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) – компании, которая находится в тройке крупнейших в России разрезов по добыче каменного угля, и с того момента начался процесс глубокой технической модернизации разреза. Основными потребителями тугнуйского угля являются Гусиноозерская ГРЭС, Улан-Удэнские ТЭЦ № 1 и 2, предприятия Забайкальского и Хабаровского краёв, Сахалина.
Постепенно ответственному водителю доверяли новые БелАЗзы. Так, с 40-тонного самосвала он пересел на 100-тонный, а потом и на 110-тонный. В 2009 году появились 220-тонные БелАЗзы. Именно экипаж, которым руководил А. Ю. Халмакшинов, одним из первых получил в эксплуатацию большегрузный автосамосвал БелАЗ-7530. и с тех пор он беспрерывно работает на нём. В 2012 году имя передового водителя было занесено на доску почета АО «Разрез Тугнуйский».
Режим работы водителя непростой. Работа на разрезе не останавливается ни днём, ни ночью, поэтому перевозка отвалов горной массы осуществляется круглосуточно. Экипаж у самосвалов, перевозящих отвалы, состоит из четырёх водителей. Алексей Юденич два дня работает с 8 утра до 8 вечера, третий и четвертый день – с 8 вечера до 8 утра, затем четыре дня отдыхает. Карьерный экскаватор «Хитати» не останавливается ни на секунду, каждые полминуты погружая 40 кубометров горной породы в кузов самосвала, тратя на погрузку одного БелАЗа лишь полторы минуты, так что практически всю смену водитель проводит в дороге. От водителя требуются постоянное внимание, интуиция, высокая скорость реакции, точность движений, а порой и способность решать нестандартные задачи. Порожняя машина весит 180 тонн, а гружёная – 400 тонн. Ежегодно экипажем машины под его бригадирством транспортируется более 9 тысяч тонно-километров горной массы. Во многом благодаря столь высоким показателям мощность Тугнуйского разреза увеличилась до 14 миллионов тонн угля в год.
Вскоре после того, как его пересадили на 220-тонный автомобиль, он был назначен и наставником над молодёжью. За время своей работы воспитал не одно поколение молодых специалистов. Только за 2019–2024 годы опытный наставник подготовил семь водителей автомобилей, занятых на транспортировке горной массы.
12 марта 2024 года тугнуйские горняки добыли четверть миллиарда тонн «чёрного золота» с начала производственной деятельности АО «Разрез Тугнуйский». А в июне того же года Алексей Халмакшинов побил мировой рекорд по перевозке горных масс – её объём составил 46603,62 кубических метра.
Указом Президента Российской Федерации от 1 мая 2024 года за выдающиеся трудовые заслуги, высокий профессионализм и многолетнюю добросовестную работу Халмакшинову Алексею Юденичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением золотой медали «Герой Труда Российской Федерации».
Награда вручена Герою 12 июня 2024 года в Кремле президентом России В. В. Путиным.
Живёт и работает в посёлке Саган-Нур Мухоршибирского района.
Награждён знаком «Шахтёрская слава» 3 степеней (2007, 2015, 2022), почётным знаком Росуглепрофа (2005). Почётный гражданин Мухоршибирского района (11.06.2024).
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет