Герой Социалистического Труда
Производство: Автомобилестроение
Якубович Надежда Павловна

Якубович Надежда Павловна

05.12.1929 - ?

Герой Социалистического Труда

Даты указов

07.03.1960

Медаль № 9435

Орден Ленина № 331737

Якубович Надежда Павловна – бригадир смены литейного цеха Минского автомобильного завода Совнархоза Белорусской ССР.

Родилась 5 декабря 1929 года в местечке Копоткевичи, районном центре Мозырского округа Белорусской ССР, ныне – городском посёлке Копоткевичи, центре поссовета Петриковского района Гомельской области Белоруссии. Из крестьян. Белоруска. В период Великой Отечественной войны пережила немецкую оккупацию (август 1941 – июнь 1944).

В мае 1946 года с группой полесской молодёжи приехала по комсомольской путёвке в город Минск, столицу республики, и была принята на работу на Минский автомобильный завод (МАЗ)*, который форсированными темпами вводился в строй в пригородном Красном Урочище. На Урале, в городе Свердловск, прошла обучение литейному делу. К пуску производства стала кадровой рабочей. С 1947 года работала стерженщицей в литейном цехе молодого предприятия.

Участвовала в освоении литья головок компрессора, кронштейнов рессоры, картера редуктора. Быстро и в совершенстве овладела основами работы на формовочных машинах, в короткий срок зарекомендовала себя как новатор производства, ответственный и инициативный специалист литейного дела. Неоднократно признавалась лучшей по профессии на предприятии и выросла до высококвалифицированной рабочей, котороой доверяли изготовление самых сложных стержней. Благодаря исключительному трудолюбию, профессиональному мастерству, безукоризненной дисциплине систематически перевыполняла нормы выработки при высоком качестве продукции и экономном расходовании материалов.

С 1955 года руководила сменной бригадой стержневого участка. Уделяла много внимания воспитанию заводской молодёжи, передавала ей свои знания и опыт. Выделялась постоянным творческим поиском, стремлением сделать как можно больше и лучше, а также рабочей смекалкой, проявлявшейся в каждой производственной операции. Так, она предложила инженерам изменить конфигурацию стержня головки блока, вместе с технологами нашла лучшие компоненты состава смеси для приготовления стержней. По замыслу Якубович стали отливать вкладыши кронштейна рессоры, что вдвое увеличило производительность труда формовщиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Якубович Надежде Павловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1961 году вступила в КПСС. В период седьмой (расширенной; 1959–1965) и последующих пятилеток она настойчиво повышала производительность труда, продолжала совершенствовать свою квалификацию, сдавала штампы с личным клеймом качества. После реорганизации производства успешно освоила работу на автоматическом оборудовании и стала работать оператором в родном литейном цехе. Была одним из тех, кто задавал тон в заводском соревновании и которым принадлежала ведущая роль в выполнении производственных заданий коллективом МАЗа – одного из флагманов советского автомобилестроения. За успехи в выполнении плана на 1976 год и принятых социалистических обязательств награждена орденом Трудового Красного Знамени.

С 1978 года работала мастером литейного цеха ковкого чугуна. Возглавляемая ею бригада, а затем и смена показывали образцы высокопроизводительного труда, успешно выполняли плановые задания и принятые обязательства, добиваясь наилучших производственных показателей в цехе. На заводе работала до выхода на заслуженный отдых.

Избиралась членом ЦК Компартии Белоруссии (1966–1971), членом парткома завода, членом партбюро цеха. Делегат XXVI съезда КП Белоруссии (1966).

С 1981 года – персональный пенсионер союзного значения. Жила в Минске. Дата её смерти не установлена.

Награждена орденами Ленина (07.03.1960), Трудового Красного Знамени (17.05.1977), медалями.

________
* Минский автомобильный завод входил последовательно в структуру Министерства автомобильной промышленности СССР, (с августа 1947 года) Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР, (с апреля 1953 года) Министерства машиностроения СССР, (с мая 1954 года) Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, (с августа 1955 года) вновь Министерства автомобильной промышленности СССР, (с июня 1957 года) Управления машиностроения и станкостроения Совнархоза БССР, (с мая 1962 года) Управления автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Совнархоза БССР, (с ноября 1965 года) Главного управления по производству грузовых автомобилей Министерства автомобильной промышленности СССР. С октября 1974 года МАЗ – головное предприятие производственного объединения «АвтоМАЗ», в сентябре 1975 года преобразованного в Белорусское объединение по производству большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ; с октября 1977 года носило имя шестидесятилетия Великого Октября) в том же подчинении. Коллектив завода был награждён двумя орденами Ленина (1966, 1977), орденом Октябрьской Революции (1974). Ныне – ОАО «Минский автомобильный завод».


Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 11. Мінск, 1974.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.

Минск – Город-Герой. Справочник. – Минск, 1976.

Памяць: гіст.-дакум. хроніка Петрыкаўскага р-на. – Мн.: Ураджай, 1995.

Публикации в местных СМИ

Труд, талант, доблесть. Ч. 2 - Минск, 1981