Смирнов Владимир Васильевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 289
Смирнов Владимир Васильевич — командир 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (18-я авиационная бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт), майор.
Родился 18 декабря 1902 года в деревне Коленово Ростовского уезда Ярославской губернии, ныне Ростовского района Ярославской области, в семье рабочего. Русский. Окончил двухклассное железнодорожное училище.
Трудовую деятельность начала в железно-дорожных мастерских на станции Вологда учеником и рассыльным. В июне 1917 года с отцом переехал в город Любим (Ярославская область), где работал на станции ремонтным рабочим. С апреля 1924 года – секретарь волостного комитета комсомола в городе Любим, затем был заведующим учетно-статистического отдела подотдела уездного комитета ВКП(б) в городе Данилов.
В Красной Армии с начала 1926 года, по комсомольской путевке направлен в авиацию. В 1927 году окончил Военно-теоретическую школу ВВС (г. Ленинград), в декабре 1928 году окончил 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота (г. Борисоглебск). Прошел путь от рядового летчика до командира авиационной части. Член ВКП(б) с 1929 года.
Службу проходил в частях истребительной авиации. Начала младшим летчиком в 38-м авиаотряде ВВС Уральского военного округа (город Киров), через годы был переведен командиром звена авиаотряда Научно-испытательного зенитного полигона (город Евпатория, Крым). Затем служил на той же должности в 24-й авиаэскадрильюи (город Харьков). В августе назначен командиром отряда в 20-ю авиаэскадрилью 20-й авиабригады (город Конотоп). С мая 1935 года командовал авиаотрядом 1-го кавалерийского корпуса (г. Проскуров), с декабря 1936 года был командиром и комиссаром эскадрильи (город Овруч), затем направлен на учебу.
В 1938 году, после обучения в Липецкой высшей лётно-тактической школе, получил направление в Ленинградский военный округ на должность командира 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка.
Со своим полком майор Смирнов участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Он лично водил полк на выполнение боевых заданий в самых сложных погодных условиях, при сильном заградительном огне зениток. Во время прорыва «линии Маннергейма», после штурмовки укрепленной полосы в районе Мерки - Сумма, на участке полка были полностью разбиты доты противника и обеспечен проход 123-й стрелковой дивизии.
В сложных боевых условиях между коллективами авиационных частей и подразделений было развернуто социалистическое соревнование. Полку Смирнова, занявшему первое место в соревновании в честь 22-й годовщины Красной Армии, командование ВВС 7-й армии вручило переходящее Красное знамя. 25 воинов полка, в том числе и командир были награждены орденом Боевого Красного Знамени, а 11 стали Героями Советского Союза. Из 66-ти боевых вылетов, совершенных полком к марту 1940 году, в 46-ти командир полка майор Смирнов участвовал лично.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество майору Смирнову Владимиру Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
По окончании боевых действий продолжал командовать 50-м Краснознаменным скоростным бомбардировочным авиаполком, передислоцированном в Прибалтику. В конце января 1941 года назначен заместителем командира 41-й авиадивизии ВВС Ленинградского военного округа. С 27 марта вступил в командование 62-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Киевского особого военного округа.
С началом Великой Отечественной войны дивизия участвовала в боях в составе Юго-Западного фронта, а в августе-сентябре попала в окружение в районе города Чернигова. Так и не получив приказа на вылет из вражеского кольца, Смирнов под свою ответственность поднял самолеты в воздух. Сам со штабом выходил с боями к линии фронта, попал во второе кольцо, остался с адъютантом, был ранен. Переоделся в гражданскую одежду, закопал партбилет и ордена, в конце сентябре все таки вышел к своим. До конца 1941 года находился в госпитале.
После выздоровления Смирнов был направлен командующим ВВС 1-й ударной армии Северо-Западного фронта. Участвовал с ней в битве за Москву, в Демянской наступательной операции 1942 года. С упразднением управлений ВВС в армиях состоял в распоряжении отдела кадров 1-й воздушной армии на должности начальника авиаотдела. С августа 1942 года исполнял должность начальника авиаотдела 50-й армии Западного фронта, войска которой обороняли рубеж юго-западнее города Юхнов. С 4 января 1943 года полковник Смирнов был допущен к исполнению должности заместителя командира 213-й ночной бомбардировочной авиадивизии, которая поддерживала войска Западного фронта на Юхновском, гжатском и Ржевском направлениях.
В феврале 1943 года полковник Смирнов получил назначение командиром 233-й штурмовой авиационной дивизии, действовавшей на Западном фронте в составе 1-й воздушной армии. Комдив освоил новый для себя самолет Ил-2 и лично водил группы штурмовиков на боевые задания. Дивизия под его командованием громила танковые колонны врага в сражении на Курской дуге.
27 июля 1943 года при выполнении боевого задания при прорыве обороны противника в районе города Орел самолет полковника Смирнов не вернулся с боевого задания (в наградном листе указано, что сбит зенитной артиллерией).
Похоронен в братской могиле в селе Злынь Болховского района Орловской области.
Награжден орденами Ленина (21.03.1940), Красного Знамени (1940), Отечественной войны 1-й степени (12.08.1943), медалями.
Его имя увековечено на Аллее Воинской Славы в городе Любим.
Биографию подготовил:
Великая Отечественная. Комдивы. Том 2. Москва, 2014.
Герои земли Ярославской. Т. 1 . «Верхняя волга», Ярославль, 2005
Герои огненных лет. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1985
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы на сайте «Мемориал»