Свешников Сергей Павлович
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Свешников Сергей Павлович – командир корабля авиационного отряда 196-го военно-транспортного авиационного полка 12-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии командования Военно-транспортной авиации Военно-воздушных сил, майор.
Родился 25 мая 1970 года в селе Павино Павинского района Костромской области в семье служащих. В 1985 году окончил 8 классов Павинской средней школы, в 1987 году – Калининское (ныне – Тверское) суворовское военное училище.
С 1987 года – в Вооружённых силах СССР/Российской Федерации, курсант Тамбовского высшего военного авиационного училища лётчиков имени М. М. Расковой, которое окончил с отличием в 1991 году по специальности «командная тактическая бомбардировочной авиации» с присвоением квалификации «военный лётчик 3-го класса». Освоил в училище учебно-боевой самолёт Л-29.
Военную службу начал проходить с декабря 1991 года в должности помощника командира корабля 930-го отдельного военно-транспортного авиационного полка (с 1992 года – в составе 23-й военно-транспортной авиационной дивизии) Военно-транспортной авиации (ВТА) (пункт дислокации – аэродром Завитинск, Амурская область). С 1994 года, после присвоения квалификации военного лётчика 2-го класса, – командир корабля, а с 1996 по 1998 год – командир авиационного отряда того же полка. Выполнял полёты на военно-транспортных самолётах среднего класса Ан-12.
С 1998 года вся последующая служба С. П. Свешникова была связана с городом Тверь и расположенным здесь аэродромом Мигалово, на котором базировалась его воинская часть, наименование и подчинённость которой в дальнейшем периодически менялись. С сентября 1998 года он – командир корабля 8-го гвардейского военно-транспортного авиационного Ленинградского полка 12-й военно-транспортной авиационной Мгинской Краснознамённой дивизии. В этот период принимал участие в боевых действиях в ходе второй чеченской кампании.
С 2009 года – командир авиационного отряда (на Ан-12) 3-й авиационной эскадрильи в составе вновь сформированной на этом же аэродроме 6955-й гвардейской авиационной Минской базы 1-го разряда (2009–2013), затем 196-го военно-транспортного авиационного полка 12-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Командования ВТА (2013–2015). В 2014 году был задействован в мероприятиях, связанных с операцией по возвращению Крыма в состав Российской Федерации.
В 2015 году переведён на должность командира корабля авиационного отряда (на Ан-12, Ан-26, Ту-134) 196-го военно-транспортного авиационного полка. С 2021 года стал выполнять полёты на тяжёлых самолётах Ил-76.
Прослужив в ВТА более 30 лет, принимал участие в транспортировке личного состава и военной техники к местам боевых действий и военных учений, в тушении пожаров по всей территории России, в обеспечении метеоусловий для проведения парадов Победы на Красной площади в Москве. С 24 февраля 2022 года принимал участие в воздушно-транспортном обеспечении специальной военной операции на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Кроме того, выполнял специальные задания правительства в Сирии, Центральноафриканской Республике и др. За более чем тридцать лет лётной деятельности совершил налёт более 4500 часов. За высокие личные показатели в служебной деятельности и многолетнюю добросовестную работу в 2020 году награждён медалью Нестерова.
12 марта 2024 года военно-транспортный самолёт Ил-76 МД 76551 с экипажем из 9 человек (майор С. П. Свешников – командир) и 7 пассажирами планировал совершить полёт с военного аэродрома Северный (город Иваново Ивановской области) в Плесецк (Архангельская область). Уже на второй минуте после взлёта один из четырёх его двигателей (СУ-4) разрушился и загорелся. Сработала автоматическая система пожаротушения двигателя, но это не предотвратило его отрыва с пробитием топливных баков и возгоранием правой плоскости.
Лётчики, управлявшие самолётом, сохраняя хладнокровие, выполнили разворот и предприняли попытку вернуться на аэродром Северный. Однако причинённые повреждения и небольшая высота (в пределах 300 метров) не позволили выполнить манёвр до конца – им не хватило для этого порядка 20 секунд. Возникла угроза падения самолёта на жилые кварталы села Богородское Ивановского района. Как выяснила комиссия, расследующая инцидент, командир корабля майор С. П. Свешников и второй пилот лейтенант С. М. Давлятов использовали последние возможности для того, чтобы увести падающую машину с 60 тоннами топлива на борту в сторону не только от жилых домов, но и от взлётно-посадочной полосы. Спустя 6 минут 40 секунд после взлёта «Ил» упал и окончательно разрушился в нежилой местности близ деревни Подталицы. Все находившиеся на борту погибли. Жертв среди населения, а также разрушений гражданской инфраструктуры не произошло.
Похоронен 29 марта 2024 года на Дмитрово-Черкасском кладбище Твери (Калининский район Тверской области).
Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 22 апреля 2024 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, майору Свешникову Сергею Павловичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Медаль «Золотая Звезда» была передана семье Героя 25 мая 2024 года в Твери командующим Военно-транспортной авиацией Вооружённых сил Российской Федерации генерал-лейтенантом В. В. Бенедиктовым. Остальные члены экипажа посмертно награждены орденами Мужества.
Жил в Твери.
Специалист 1-го класса (2015).
Воинские звания:
лейтенант (19.10.1991);
старший лейтенант (30.10.1993);
капитан (14.12.1995);
майор (06.11.1998).
Награждён медалями, в том числе медалью Нестерова (21.05.2020).
Имя Героя присвоено Павинской средней школе в Костромской области (03.07.2024), на её здании открыта мемориальная доска (20.07.2024).
Редакция сайта выражает признательность однополчанам и родственникам Героя за помощь в работе над биографией.