Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Фёдоров Пётр Фёдорович

Фёдоров Пётр Фёдорович

01.07.1923 - 1995

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 9772

Орден Ленина № 369452

Фёдоров Пётр Фёдорович – поездной диспетчер Рязанского отделения Московско-Рязанской железной дороги, Рязанская область.

Родился 11 июля 1923 года в деревне Ялтуново Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне – Рязанского района Рязанской области) в семье железнодорожника. Русский.

Вскоре семья переехала в Рязань, где отец поступил на работу в службу движения железной дороги. В детстве, наблюдая за работой железнодорожников, ремонтировавших паровозы и вагоны, мечтал трудиться в депо. Когда Петру исполнилось 15 лет, отец сказал, что одному ему не прокормить семью, и Фёдорова приняли учеником слесаря на станции Рязань-1. После года учёбы в паровозо-слесарной группе школы фабрично-заводского обучения при станции получил специальность слесаря. С 1940 года ему доверили самостоятельно ремонтировать приборы для автоматического торможения на станции Рязань.

9 октября 1941 года был призван в ряды Красной армии. Обучался в десантном училище, овладевал боевой техникой и тактикой, но воевать ему не пришлось. Когда начале 1943 года курсанты, как обычно, занимались на плацу, рыли окопы, отрабатывали приёмы рукопашного боя, начался вражеский авианалёт. Пётр Фёдорович, не успев добежать до бомбоубежища, был ранен в ногу. После операции и длительного лечения перебитой в нескольких местах левой ноги был комиссован с военной службы.

После увольнения из Красной Армии, с апреля 1943 года работал весовщиком товарного движения станции Рязань-2, но последствия ранения давали себя знать, и ему пришлось поменять профессию. Окончив курсы, стал работать дежурным по станции. Как примерного руководителя, хорошего организатора, в марте 1945 года его назначили диспетчером узла в отделение дороги. В течение нескольких лет добивался лучших результатов в социалистическом соревновании. В ноябре 1953 года ему присвоено звание «техник-лейтенант движения», а в декабре 1955 года он был назначен поездным диспетчером по Рязанскому отделению Московско-Рязанской железной дороги.

Внедрённое им в практику оперативное планирование предусматривало составление единого суточного и сменного планов прибытия и отправления, а также движения передаточных поездов, использования локомотивов и организации грузовой работы. Добился повышения качества сменного планирования по каждому диспетчерскому кругу, увеличения количества тяжеловесных и длинносоставных поездов и пропуска их с опережением графика.

Много полезного внёс Пётр Фёдорович в организацию работы по развозу местных грузов. Руководил движением поездов на участках Рыбное – Рязань – Сасово – Кустарёвка – Земетчино и Рязань – Ряжск. В смене работали одиннадцать участковых, маневровых и паровозных диспетчеров, десятки дежурных по станции; нужны были хорошие знания, творческая инициатива, энергия и организаторские способности, чтобы составить и осуществить план отправления поездов с учетом использования резервов. Смена П. Ф. Фёдорова систематически практиковала скоростную обработку составов, пропускала их по участкам раньше расписания. В Шилово и Сасово стоянка многих поездов сокращалась на 40-50 процентов. Проявлял заботу о рациональном использовании техники, принимал все возможные меры, чтобы на станции Рыбное тепловозы и электровозы не стояли ни одной лишней минуты.

К плану формирования и отправления поездов с местным грузом подошёл по-новому, положив в основу условия наибольшей транзитности местных вагонов. Так, если раньше вагоны восточного хода с назначением в Дягилево перерабатывались на станции Рязань-2, то теперь они выделялись в отдельные группы и стали проходить эту станцию без переработки. Внедряя стройную систему развоза местного груза, учитывал конкретные особенности каждого диспетчерского круга. Чтобы ускорить продвижение сборных поездов, он использовал диспетчерские локомотивы для подачи вагонов к фронтам погрузки и выгрузки.

П. Ф. Фёдоровым также была разработана стройная система единой технологии работы станций и подъездных путей промышленных предприятий. При формировании поездов он применял передовые приёмы с учётом технических особенностей и возможностей каждой станции. Например, при отсутствии груза на полный состав грузовые поезда на Рузаевку всё равно формировались, пополняемые до полной длины и веса местным грузом. К моменту прибытия поезда в Сасово там готовилась группа вагонов назначением до Рузаевки. Они прицеплялись к составу во время его технического осмотра, так что не возникало никакой задержки и график движения поезда строго соблюдался.

Методы работы Петра Фёдоровича, ставшие правилом, предусматривали отправление местных вагонов с резервными локомотивами, использование транзитных поездов для отправления групп местного груза за счёт тяжеловесности. Большие резервы увеличения пропускной и провозной способности выявил в организации отправительских и ступенчатых маршрутов. Так, если размеры вагонопотока с нефтепродуктами на станцию Даугавпилс (Латвия) были недостаточными, он планировал ступенчатые маршруты, достигая наибольшего пробега составов без переработки. Отправительская и ступенчатая маршрутизация обеспечивала ритмичную организацию перевозок, значительно снижала их себестоимость.

Беседовал со всеми диспетчерами, выяснял обстановку на каждом участке, давал задания. Дольше обычного задерживался в кабинете диспетчера Рязано-Рыбновского узла Алексея Михайловича Грекова (удостоенного звания лучшего диспетчера железных дорог страны), участок которого был самым напряжённым на отделении. В свободное от дежурства время Пётр Фёдорович на станциях помогал коллегам совершенствовать технологию поездной работы, принимал активное участие в обсуждении различных вопросов на производственных совещаниях. За безупречную работу неоднократно награждался значками и почётными грамотами, Министр путей сообщения СССР Б. П. Бещев вручил ему именные часы.

В 1958 году он выступил одним из инициаторов организации бригад коммунистического труда среди работников движения. Несколько позже внёс предложение – выполнять суточную норму поездной работы за 23 часа. Работая дежурным по отделению дороги, с глубоким знанием дела и энергией руководил движением поездов на двух очень грузонапряжённых участках. В первом полугодии план перевозок по Рязанскому отделению был перевыполнен почти на 25 процентов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Фёдорову Петру Фёдоровчу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1960 году окончил семилетнюю школу рабочей молодежи №26 города Рязани, в 1965 году – Всесоюзный заочный техникум железнодорожного транспорта.

В 1962 году в составе делегации побывал в нескольких городах Англии. В течение двух недель её члены посетили ряд заводов и железнодорожных предприятий, метро, больницы. Но более всего Пётр Фёдорович интересовался стальными магистралями этой страны. В городе Кру члены делегации осмотрели паровозовагоноремонтный и тепловозостроительный завод, где им довелось побеседовать с рабочими депо Стортфорд, встретились с железнодорожниками и других предприятий, посетили исполком профсоюза машинистов и кочегаров.

В 1963 году бюро Рязанского промышленного обкома КПСС и исполком Рязанского промышленного областного Совета депутатов трудящихся приняли решение: за успехи в социалистическом соревновании, высокие производственные показатели и активное участие в общественной деятельности занести имя дежурного Рязанского отделения дороги, Героя Социалистического Труда П. Ф.Фёдорова в Книгу почёта промышленного обкома КПСС и облисполкома.

В преддверии 100-летия со дня рождения В. И. Ленина выступил инициатором соревнования, посвящённого этому юбилею. За успехи в труде он был награжден памятной юбилейной медалью, почётной грамотой Рязанского обкома КПСС, облисполкома и облсовпрофа. Стал зачинателем социалистического соревнования за достойную встречу XXIV съезда КПСС (1971), по итогам которого коллектив руководимой им смены завоевал 1-е место. Смена Фёдорова успешно трудилась под девизом «Пятилетку – в четыре года!».

В 1970 году начальник локомотивного депо Рязань П. Ф. Фёдоров писал в областную газету о том, что коллектив успешно выполнил задания плана восьмой пятилетки (1966-1970) по объёму перевозок, увеличив их на 22 процента, при этом производительность труда возросла в 1,5 раза. Восьмая пятилетка стала для депо периодом завершения перехода от паровой тяги на новые её виды: в пассажирском и грузовом движении – на электровозы, а в маневро-хозяйственном – на тепловозы. На замену одной серии маневрового паровоза поступило пять серий тепловозов отечественных и чехословацких заводов.

Избирался членом Рязанского обкома КПСС, членом пленума дорожного комитета профсоюза Московской железной дороги, депутатом Рязанского городского и Железнодорожного районного Советов народных депутатов города Рязани, неоднократно – членом райпрофсожа и облсовпрофа. Делегат XV съезда профсоюзов (1972).

С 1983 года – персональный пенсионер союзного значения. С 21 августа 1989 года – на заслуженном отдыхе. Жил в Рязани. Умер в 1995 году.

Награждён орденом Ленина (01.08.1959), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (06.08.1952), знаками «Почётному железнодорожнику», «Ударник сталинского призыва» (1946), «Ударник 9-й пятилетки» (1975), «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта» (1982).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Московская железная дорога: время, события, люди… М.: 2019 г.

Публикации в сети Интернет