Белосков Иван Дементьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9756
Орден Ленина № 371254
Белосков Иван Дементьевич – мастер контрольного пункта автотормозов вагонного депо Белогорск Амурской железной дороги, Амурская область.
Родился в 1915 году в посёлке Холодный Родник (по другим данным – в посёлке Антоновка) Бугурусланского уезда Самарской губернии, ныне – территория Похвистневского района Самарской области. Русский. В последующем его семья переехала в Дальневосточный край.
В 1933 году он окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на станции Ин Уссурийской (с 1936 года – Дальневосточной) железной дороги (ныне – посёлок Смидович Еврейской автономной области), где получил специальность слесаря. Трудился на станции Абакан в паровозном депо.
В 1937 году прибыл в город Куйбышевка-Восточная (с 1957 года – Белогорск) Амурской области и стал работать слесарем-автоматчиком в вагонном депо. Прилежание в работе, способность к обучению позволили молодому рабочему успешно справляться со своими заданиями. Как способного производственника, его отправили на курсы командного состава при Томском электромеханическом институте инженеров транспорта, которые он успешно окончил.
В годы Великой Отечественной войны самоотверженно трудился в передвижной ремонтной колонне, занимавшейся ремонтом повреждённых на фронте вагонов. Работа в так называемом Томском тупике не прекращалась ни на минуту. Если до войны депо реставрировало 20–25 вагонов в месяц, то теперь – до 150–180. На работе приходилось проводить практически без сна по двое-трое суток. Когда командование приняло решение перебросить часть войск с восточных границ страны в районы боёв, возникла необходимость в обеспечении передислокации воинских частей транспортом. Иван Белосков с товарищами ездил на станцию, где располагались гарнизоны, оборудовал товарные вагоны для перевозки личного состава и боевой техники, тщательно проверял действие автотормозов. Отправка войск на Запад состоялась в назначенный срок.
В 1944 году И. Д. Белоскова приняли в ВКП(б)/КПСС и в том же году назначили мастером автоконтрольного пункта. С приходом его в автоконтрольный пункт там стали систематически перевыполняться производственные задания, брак был сведён к минимуму, повысилась трудовая дисциплина. Слесари вносили много рационализаторских предложений, различных усовершенствований. Почти всё оборудование, имевшееся в автоконтрольном пункте, было сделано или усовершенствовано руками коллектива. Мастер Белосков, заботясь об улучшении условий труда рабочих, сконструировал новые краны для нагнетательных труб компрессоров, что облегчило труд слесарям и свело на нет утечку воздуха. Если раньше сжатый воздух использовали только для проверки качества отремонтированных воздухораспределителей,
то теперь пришла идея использовать воздух для механизации ремонтных работ. На каждом слесарном верстаке смонтировали по 5-6 портативных пневмоприборов. Эти несложные устройства значительно облегчили труд слесарей и повысили производительность труда.
По инициативе И. Д. Белоскова, слесарей Н. С. Новокшонова и П. И. Орехова была сконструирована тележка для перевозки деталей и готовых воздухораспределителй от верстака к рабочему месту мастера – контрольноиспытательному столу, а затем в кладовую. Это новаторское предложение было одобрено на дорожном смотре рацпредложений и в дальнейшем многократно внедрено на других участках железной дороги.
По предложению мастера на контрольном пункте была начата борьба за чистоту и культуру производства. Чтобы не заносить в цех вместе с деталями грязь и мазут, слесари сделали моечную ванну, и детали стали поступать в цех чистыми.
Одними из первых в Амурской области рабочие Белогорского автоконтрольного пункта получили высокое звание коллектива коммунистического труда. Их пункт стал базой нескольких школ передового опыта, куда съезжались вагонники со всей Амурской (с 14 июля 1959 года – Забайкальской) железной дороги.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Белоскову Ивану Дементьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Избирался членом бюро Белогорского горкома КПСС. Много лет являлся бессменным редактором стенной газеты «Вагонник», которая была лучшей не только на Белогорском железнодорожном узле, но и в городе.
Жил в Белогорске. Умер 18 января 1972 года.
Награждён орденом Ленина (01.08.1959), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (31.05.1951), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (06.06.1945). Отмечен знаком «Отличный вагонник».
Использован материал библиографического указателя Централизованной библиотечной системы «Золотые звёзды белогорцев» (сост. Т. Н. Вершинина, 2010 год).
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет