Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Скляров Иван Андреевич

Скляров Иван Андреевич

10.09.1920 - 24.08.1992

Герой Советского Союза

Даты указов

27.03.1942

Медаль № 639

Скляров Иван Андреевич - летчик 33-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 19-й бомбардировочной авиационной дивизии Юго-Западного фронта, лейтенант.

Родился 10 сентября 1920 года в селе Грабово ныне Иртышского района Павлодарской области Казахстана в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов. Работал на шахте «Красная Звезда» в городе Чистякове (ныне город Торез) Донецкой области Украины.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу летчиков.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Летчик 33-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (19-я бомбардировочная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт) лейтенант Иван Скляров к февралю 1942 года совершил 87 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов и войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Ивану Андреевичу Склярову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 639).

Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади.

После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС Военно-Морского Флота СССР. С 1965 года полковник И.А. Скляров — в запасе. Жил в городе Краснодаре. Умер 24 августа 1992 года. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названы школы № 13 в поселке Великий Мурманской области и в поселке шахты «Красная Звезда» в городе Торез. Почетный гражданин города Североморска.


Он знал фанерные аэропланы, громил врага на машинах из «крылатого» металла, поднимал в небо летающие крепости с ракетным оружием.

В ноябре 1941 года экипажу Склярова было поручено контролировать железнодорожный участок Орел — Брянск. Каждую ночь экипаж СБ в составе командира, штурмана и стрелка-радиста, набрав до 1200 килограммов бомб вместо положенных 800, вылетал на «охоту». Часто прихватывали с собой и свежие газеты, которые сбрасывали для людей, проживающих на оккупированной территории.

«Была темная, облачная ночь, шел снег,— рассказывает Иван Андреевич. — Примерно в полночь мы прибыли на цель к станции Орел и, сделав круг, стали сбрасывать газеты. Неожиданно со станции нас сильно обстреляли «эрликоны». Я сделал уклоняющийся маневр и вышел с зоны зенитного огня. Мысль уже работала в другом направлении. Раньше нас здесь не замечали, а теперь вдруг такой огонь. Значит, на станции что-то подлежит особой охране, может, воинские эшелоны?.. Чтобы обмануть зенитчиков, я ушел в западном направлении и, набрав высоту, стал контролировать перегон до Брянска. Через некоторое время развернулся и снова взял курс на Орел. Примерно за 50 километров до цели задросселировал двигатели и стал снижаться. В это время в облаках образовалось окно и луна осветила станцию. Она была забита эшелонами: стояли крытые вагоны и платформы, цистерны. Цель еще не дошла на угол сброса бомб, хотя высота полета упала до 400 метров. Увеличивать обороты двигателей нельзя: это верная гибель. Продолжаю снижаться. И вот высота 350 метров. Цель на углу сброса. Даю команду штурману произвести залповое бомбометание с минимальным интервалом. Бомбы сброшены. И буквально через секунды произошел огромной силы взрыв. Станция была освещена как днем. Самолет бросило вниз, и мне с большим трудом удалось вывести его в горизонтальный полет у самих крыш станционных построек. Зенитная артиллерия противника открыла ураганный огонь. Спасли нас все те же станционные постройки и малая высота.

Отойдя на 10-15 километров от станции, я набрал высоту. Весь экипаж тепер мог наблюдать за впечатляющим фейерверком: огромные огненные шары поднимались в темное небо. То рвались 50-тонные цистерны с горючим, вагоны со снарядами, предназначавшиеся для танковой армии Гудериана.

После посадки на своем аэродроме я осмотрел самолет и насчитал около трехсот пробоин в фюзеляже и хвостовой части. В очередной полет мы не вышли, самолету нужен был ремонт... А через несколько дней нам сообщили из разведотдела армии, что на станции Орел горело и рвалось около трех суток. Было уничтожено два эшелона с горючим и один с боеприпасами...»

За этот подвиг в марте 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР И.А. Склярову было присвоено звание Героя Советского Союза.

...И вот настал день, о котором еще тогда, в грозном сорок первом, думали защитники Москвы, которого ждал весь мир — День Победы. А вскоре Иван Андреевич Скляров, прославленный летчик, Герой, грудь которого украшали около двадцати правительственных наград, был вызван в Москву. Ему, в числе других, предоставлялось высокое право — открыть парад Победы над Красной площадью.

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976