Гресь Василий Иосифович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17436
Орден Ленина № 423774
Гресь Василий Иосифович – водитель автомобиля Брестского автокомбината №1 Министерства автомобильного транспорта Белорусской ССР.
Родился 13 февраля 1925 года в деревне Песчаники Городокской гмины Белостокского повета Белостокского (ныне – Подляского) воеводства Польши. Из крестьян. Белорус. Его отец был активным членом местной ячейки Коммунистической партии Западной Белоруссии. За участие в подпольной национально-освободительной борьбе белорусского народа он был арестован и заключён польскими властями в Берёза-Картузский концентрационный лагерь (существовал в 1934–1939 годах). Василий смог получить только начальное образование в местной польскоязычной школе.
В сентябре 1939 года произошло воссоединение западных земель Белоруссии с Белорусской ССР. В январе следующего года Песчаники вошли в состав Заблудовского района новообразованной Белостокской области (в политических целях была упразднена 20 сентября 1944 года с передачей большей части её территории – с преобладающим на ней белорусским населением – в состав Польши).
В 1940 году поступил учиться в Белостокское железнодорожное училище, но завершить обучение не позволила начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война. В первый же день войны вместе с училищем выехал в эвакуацию, но смог добраться лишь до разбомблённого Минска, где присоединился к воинской части, с которой дошёл до города Борисова на северо-восток от столицы Белоруссии. Затем часть была направлена обратно – на юго-запад от Минска, к городу Дзержинску, чтобы приостановить быстрое продвижение немецких войск по шоссе к Минску. После скоротечного боя бойцы были вынуждены отступить, при этом Василия Греся и других несовершеннолетних отпустили из части домой. При отходе юноши были захвачены противником и помещены в лагерь под городом Столбцы Барановичской (ныне – Минской) области. В лагере Василий пробыл только три дня, после чего был освобождён и вернулся в родные места, занятые немецкими оккупантами. Скрывавшийся от них отец определил сына на лесной хутор, который стал их новым местом жительства.
Участник подпольно-партизанского движения на территории Белостоской области с лета 1941 года: Греси укрывали бойцов и командиров Красной Армии, оставшихся в окружении, передавали им одежду и еду. Вместе с другими патриотами Василий собирал на местах боёв оружие и боеприпасы, которые в дальнейшем пошли на вооружение партизанской группы (позднее – отряда) во главе с окруженцем И. А. Тимошенко. Как связной командования он собирал и доставлял агентурные сведения о немецких гарнизонах, располагавшихся в Заблудовском, Крынковском и Белостокском районах Белостокской области. Участвовал в операции по уничтожению немецких пособников.
10 мая 1942 года добровольно вступил в отряд Тимошенко, при этом передал большое количество оружия и боеприпасов (2 пулемёта, столько же револьверов системы «наган», 16 винтовок, 31 граната типа РГД, 1700 винтовочных и автоматных патронов). Принимал активное участие в боевых операциях отряда, который под именем А. М. Матросова вошёл в феврале 1944 года в состав партизанской бригады имени Кастуся Калиновского (действовала на территории Белостокской области). Участвовал в нападениях на вражеские гарнизоны и полицейские участки, зарекомендовал себя отважным и находчивым разведчиком. Позднее был принят в комсомол, временно исполнял обязанности командира отрядной разведки.
Отличился в засадных боях и диверсионных операциях на коммуникациях противника весной – летом 1944 года. Так, в ночь на 15 июня руководил группой, которая подорвала вражеский эшелон, при этом было разбито 3 платформы с танками, ранено много солдат и офицеров противника, в результате чего движение на участке было приостановлено на 5 суток. После разгрома вражеской колонны уходил с группой партизан через болото, где провёл три дня, из-за чего сильно отекли ноги. На носилках был вынесен в расположение отряда. Тогда же потерял отца, который в составе группы шёл на помощь окружённым партизанам, но попал в засаду и погиб. В составе бригады 27 июля 1944 года совместно с частями Красной Армии принимал участие в освобождении белорусского города Белостока.
После воссоединения бригады с передовыми частями Красной Армии вернулся на родину, откуда 21 сентября того же года был призван в ряды действующей армии. Боевой путь до Победы прошёл телефонистом взвода связи 3-го стрелкового батальона 1144-го стрелкового ордена Кутузова полка 340-й стрелковой Сумско-Киевской Краснознамённой ордена Суворова дивизии на 4-м Украинском фронте. Принимал участие в Западно-Карпатской (январь – февраль 1945), Моравско-Остравской (март – май 1945) и Пражской (май 1945) наступательных операциях. В феврале 1945 года отличился в бою за безымянную высоту в районе села Коморовице (теперь – в составе города Бельско-Бяла, Силезское воеводство, Польша), за что был награждён медалью «За отвагу».
По окончании войны продолжил службу в Красной (с 1946 года – Советской) Армии. В 1949 году был демобилизован и приехал на жительство в город Брест, областной центр Белорусской ССР. Окончил курсы водителей автомобиля и поступил работать по приобретённой специальности в автотранспортную контору, которая позднее была преобразована в автобазу №3, а затем в автокомбинат №3. Перевозил строительные материалы, активно участвовал в строительстве домов, школ, предприятий в Бресте. Самоотверженным трудом способствовал успешному введению в строй будущих флагманов химической промышленности Советской Белоруссии – Могилёвского комбината синтетического волокна, Гродненского химического комбината и Светлогорского завода искусственного волокна.
За долгие годы работы зарекомендовал себя как передовик производства, ответственный и инициативный шофёр высокой квалификации. Целенаправленно повышал свой образовательный уровень: уже в зрелом возрасте получил среднее образование в городской школе рабочей молодёжи. За счёт тщательного содержания вверенной техники добивался максимально эффективного её использования и сокращения сроков нахождения автомобилей в ремонте. В соревновании по фигурному вождению грузового автомобиля занял первое место и был признан лучшим шофёром Министерства автомобильного транспорта Белорусской ССР.
Обеспечивал безаварийную работу и большую экономию материальных ресурсов, благодаря чему успешно выполнял и перевыполнял плановые задания пятилеток по перевозке народнохозяйственных грузов. При этом был автором многих начинаний, которые заметно улучшили работу предприятия, содействовали росту производительности труда водителей. Так, ещё в 1956 году первым в республике стал водить тяжёлые автопоезда – грузовую машину с двумя прицепами. За успехи в выполнении заданий семилетнего плана (1959–1965) по перевозке народнохозяйственных грузов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1962 году вступил в КПСС.
Наиболее высокой производительности труда добился в период выполнения заданий новой, девятой, пятилетки (1971–1975). За новаторство, эффективное использование транспортныхсредств, значительные успехи в выполнении производственных заданий и активное участие в общественной жизни был в 1976 году отмечен званием «Заслуженный работник транспорта Белорусской ССР».
Указом Президиума Верховного Совета от 5 марта 1976 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки и социалистических обязательств, Гресю Василию Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.
Более миллиона километров Василий Иосифович накатал без аварий за неполные три десятка лет. Благодаря высокой профессиональной подготовке, трудолюбию, добросовестному отношению к делу завоевал высокий авторитет среди рабочих и руководства большого коллектива Брестского автокомбината, где долгое время возглавлял бригаду водителей.
В конце 1976 года принял новый автомобиль – седельный тягач марки КАЗ-608 («Колхида») с полуприцепом-фургоном грузоподъёмностью 8 тонн. На этом автомобиле развозил в основном продукцию Брестского пивоваренно-винодельческого комбината (ныне – ОАО «Брестское пиво») и при всех его недостатках сумел продемонстрировать высокую культуру эксплуатации. Только за два года работы в период десятой пятилетки (1976–1980) добился высоких производственных показателей. По социалистическим обязательствам за первых два года пятилетки должен был перевезти 4659 тонн различных грузов, а достиг этого рубежа за 20 месяцев.
Избирался секретарём первичной партийной организации и общественным инспектором Брестского автокомбината №1, членом президиума Брестского облсовпрофа.
С 1985 года – персональный пенсионер союзного значения. В 1986 году возглавил Московскую (города Бреста) организацию ветеранов. Жил в Бресте. Умер 7 февраля 2007 года.
Награждён орденами Ленина (05.03.1976), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) степени, Трудового Красного Знамени (05.10.1966), медалями, в том числе «За отвагу» (08.02.1945), «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (21.03.1945).
Заслуженный работник транспорта Белорусской ССР (14.01.1976).
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Документы на сайте «Партизаны Беларуси»
Документы на сайте «Подвиг народа»
Земные звёзды / Сост. П. П. Сутько и др. – Мн.: Беларусь, 1978.
Памяць: гіст.-дакум. хроніка Брэста. У 2-х кн. Кн. 2-я. – Мн.: БелТА, 2001.