Николаенко Николай Мефодиевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4294
Николаенко Николай Мефодиевич - начальник связи эскадрильи 50-го отдельного разведывательного авиационного полка 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, старший лейтенант.
Родился 28 июня 1917 года в селе Пологи-Вергуны ныне Переяслав-Хмельницкого района Киевской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1929 году переехал в город Енакиево Донецкой области. Окончил неполную среднюю школу, а в 1934 году - 2 курса индустриального техникума. Работал сварщиком на Енакиевском металлургическом заводе.
В Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил школу младших авиационных специалистов.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Ленинградском, Воронежском, Юго-Западном и 1-м Украинском фронтах.
Начальник связи эскадрильи 50-го отдельного разведывательного авиационного полка (2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) старший лейтенант Николай Николаенко к июню 1944 года совершил 231 боевой вылет на разведку важных объектов в тылу врага и 12 вылетов на бомбардировку скоплений войск противника. Лично сбил 1 вражеский самолет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Николаенко Николаю Мефодиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4294).
После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1949 году окончил военно-авиационное училище связи, а в 1953 году — Высшую офицерскую летно-тактическую школу. С 1960 года майор Н.М. Николаенко — в запасе. Жил в городе Воронеже. Работал диспетчером на базе «Росгалантерея». Скончался 25 марта 1984 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище в Воронеже.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
В городе Енакиево на аллее Героев установлена памятная стела Н.М.Николаенко.
ВОЗДУШНЫЙ РАЗВЕДЧИК
Боевое крещение Николай Мефодиевич Николаенко получил еще в войне с белофиннами. В составе экипажа скоростного самолета он совершил тогда 35 вылетов на бомбардировку «линии Маннергейма». Медаль «За отвагу» была его первой наградой.
Великую Отечественную войну начал на Ленинградском фронте в составе того же экипажа. Но летал на бомбардировщике недолго. Вскоре весь экипаж направили в Отдельную разведывательную эскадрилью.
Вот так и стал Николаенко воздушным разведчиком и оставался им до окончания войны. За это время совершил свыше трехсот разведывательных вылетов.
...Дело было под Воронежем 14 июля 1942 года. Пошел шестой день, как гитлеровские полчища ворвались в правобережную часть Воронежа. Вылетая на разведку, экипаж видел большие пожары.
«Что стало с городом?» — волновало каждого.
— Лейтенант Скопин, к командиру! — издали крикнул дежурный офицер.
Летчик вскочил, поправил ремень и кобуру пистолета, сказал товарищам, расположившимся у самолета:
— Быть начеку, видно, задание получим.
Экипажу приказано было произвести фотосъемку Воронежа. Штабу фронта требовалась точная картина концентрации вражеских сил в городе. Через несколько минут ПЕ-2 взмыл в воздух и лег курсом на запад.
Самолеты-разведчики, как правило, действовали в одиночку. Их маршрут при фотографировании площадей и больших объектов должен быть прямолинеен. Чуть уклонись в сторону — снимки окажутся непригодными. Маневрировать можно было только по высоте, да и то в известных пределах.
Вскоре между двумя лесными массивами обозначилось огромное дымное облако. Штурман вел машину строго прямолинейно. Самолет уже фотографировал вторую полосу. Вокруг него рвались зенитные снаряды. Но разведчик твердо шел по курсу.
Внезапно сзади его атаковали два «мессершмитта». В ту же секунду Николаенко открыл огонь. Светящаяся трасса пуль рванулась навстречу головному истребителю. Блеснула вспышка, и «мессершмитт», объятый пламенем, стал падать. Второй, струсив, отвалил в сторону.
А разведчик продолжал фотографировать и только после шестого захода взял курс на свой аэродром.
— Николай, доложи командиру: задание выполнено, возвращаемся,— услышал стрелок-радист в шлемофоне голос лейтенанта.
А вот как было выполнено особое задание штаба ВВС Воронежского фронта в начале февраля 1943 года. «Троице» разведчиков — летчику Александру Скопину, штурману Илье Шлахману и стрелку-радисту Николаю Николаенко приказали произвести фотосъемку аэродрома и товарной станции в Полтаве. Требовалось уточнить агентурные данные о том, что на аэродроме немецкие захватчики проводили обучение экипажей ночных бомбардировщиков, а станция забита воинскими эшелонами.
Сам по себе этот разведывательный полет почти не отличался от многих других, совершенных ранее. Но три обстоятельства чрезвычайно осложнили его. Во-первых, приказ поступил во второй половине дня. Светлого времени оставалось в обрез. Поэтому экономить надо было каждую минуту. Во-вторых, горючего в баках машины имелось ровно столько, чтобы прямолинейно долететь до цели и вернуться обратно, даже малейшие маневры были нежелательны. А дозаправка исключалась: в связи с передислокацией полка горючее на новое место подвезти не успели. Не подвезли и баллоны с кислородом. В этом состояла третья трудность. Чтобы в такой обстановке выполнить задание, необходимо мастерски совершить рейс, глубоко все рассчитать.
Штурман проложил трассу туда и обратно по прямой. Дабы сократить период «кислородного голодания», летчик сначала вел машину почти «бреющим», а при подлете к цели набрал нужный «потолок» для фотосъемки — 5 тысяч метров.
Краснозвездный самолет-разведчик появился над полтавским аэродромом совершенно неожиданно для противника. Фотокамеры запечатлели свыше сотни бомбардировщиков, стоявших на земле, и до десятка машин, совершавших учебные полеты по замкнутому кругу. Два дежурных истребителя поднялись в воздух с опозданием и потеряли из виду наш ПЕ-2, который в это время уже производил аэросъемку товарной станции, забитой воинскими составами. Советский самолет-разведчик по кратчайшему пути возвратился на базу. А ночью армада тяжелых бомбардировщиков нанесла сокрушительные удары и по аэродрому и по вражеским эшелонам.
...До последнего дня войны Николай Мефодиевич Николаенко находился на фронте.
Биографию подготовил:
Боевые звёзды киевлян. - Киев: Политиздат Украины, 1983.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976