Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Харитонов Николай Николаевич

Харитонов Николай Николаевич

10.12.1930 - 11.03.2011

Герой Социалистического Труда

Даты указов

16.01.1974

Медаль № 16417

Орден Ленина № 422243

Харитонов Николай Николаевич – составитель поездов станции Люблино-Сортировочное Московской железной дороги, город Москва.

Родился 11 декабря 1930 года в небольшом селе на территории современной Ярославской области в семье колхозника. Русский.

С малых лет был приучен к труду. Детство закончилось в июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Подростки встали рядом с женщинами и стариками на сельскохозяйственных работах. Рабочий стаж Николая стал исчисляться с 11 лет. В 1949–1954 годах проходил срочную военную службу в пограничных войсках.

После увольнения с военной службы в запас решил ехать в город Люблино Московской области (с 1960 года – в составе Ждановского района города Москвы, с 1969 года – Люблинский район Москвы, ныне – территория районов Люблино и Печатники Юго-Восточного административного округа Москвы), где работал на железной дороге его двоюродный брат. 5 февраля 1954 года был принят на работу сцепщиком на станцию Люблино.

Поработав сцепщиком и приобретя опыт, стал составителем поездов. Вот тогда ему и пригодилась крестьянская закваска: работа требовала физической силы, хорошей реакции и сообразительности. Он формировал поезда к отправлению, по его команде работали дежурный поста формирования и машинист локомотива. В погоду и непогоду надо было ходить с пути на путь, таскать тяжёлые тормозные башмаки (которые подкладывают или вынимают из-под колёс вагонов), подавать сигнал фонарём или флажком машинисту и, крепко уцепившись за поручни, ехать на подножке движущегося вагона. За смену надо пройти много километров. Николай Николаевич выполнял это на отлично, и не раз был поощрён руководством. В конце 1960-х годов Харитонов внёс предложение, которое он давно обдумывал: снабдить составителей поездов переносными радиостанциями. Начальник станции Люблино В. Н. Донцов поддержал его почин. Заказали и раздали работникам переносные радиостанции «Тюльпан». Эксперимент удался! За успехи в выполнении заданий плана восьмой пятилетки (1966–1970) награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1974 года за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов 1973 года и принятых социалистических обязательств Харитонову Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1984 года стал работать на ещё более ответственной должности – дежурным по станции. Необходимо было поставить задачи перед всеми составителями, подготовить на пульте управления маршруты всем маневровым локомотивам, оповестить об этом всех составителей и машинистов, и, самое главное, корректировать и контролировать их действия.

С 1991 года – на пенсии.

В 1994 году Николаю Николаевичу вручили очень дорогую для него награду: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Жил в Москве. Умер 11 марта 2011 года. Похоронен на Богородском кладбище в Богородском районе Московской области.

Почётный ветеран Московской железной дороги (2004).

Награждён орденами Ленина (16.01.1974), Трудового Красного Знамени (04.05.1971), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (06.06.1945), знаками «Почётный железнодорожник» (1974), «Отличник соревнования железнодорожного транспорта» (1971), «Отличный движенец» (1955).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Московская железная дорога: время, события, люди… М.: 2019 г.

Публикации в сети Интернет