Химич Георгий Лукич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9063
Орден Ленина № 328855
Химич Георгий Лукич – главный конструктор металлургического оборудования Уральского завода тяжёлого машиностроения Свердловского совнархоза.
Родился 4 ноября 1908 года в селе Уланово Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Эсманьской поселковой объединённой территориальной общины Шосткинского района Сумской области (Украина)). Украинец.
Окончил профшколу при сахарном заводе в городе Глухов (Шосткинский район Сумской области), работал в отделе паспортизации на этом же заводе, затем шахтёром на одной из шахт в Макеевке Сталинской области Украинской ССР (ныне – Донецкой области Украины).
В 1929 году приехал в город Свердловск (ныне Екатеринбург) на строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения, работал чертёжником. После окончания на Уралмашинострое курсов по подготовке в вуз поступил в Уральский индустриальный институт имени С. М. Кирова. В период учёбы проходил практику на Краматорском машиностроительном заводе (Сталинская область) и на Магнитогорском металлургическом комбинате (Челябинская область) на монтаже и эксплуатации блюминга. После окончания института в 1936 году вернулся на Уралмашзавод имени Серго Орджоникидзе и продолжил работать сотрудником прокатного бюро конструкторского отдела.
С началом Великой Отечественной войны был мобилизован 23 июня 1941 года в Красную Армию. Боевой путь прошёл от пиротехника полевого артиллерийского склада войск Западного, затем Калининского фронтов до начальника отделения штаба в службе артснабжения 1-го Прибалтийского фронта. Участвовал в боях за Ельню и оборону Москвы, сражался под Ржевом, освобождал Витебск и территорию Прибалтики, штурмовал Кёнигсберг. За образцовое выполнение боевых заданий командования капитан-инженер Химич был награждён двумя орденами и медалями.
После демобилизации в августе 1945 года Георгий Лукич вернулся на Уралмашзавод и продолжил работать инженером-конструктором. В 1946 году возглавил группу конструкторов, которая в чрезвычайно сжатые сроки создала первый советский рельсобалочный стан «800» высокой производительности. Этот крупнейший в мире прокатный стан был впервые в нашей стране комплексно спроектирован, изготовлен и успешно введён в эксплуатацию в 1949 году на Нижнетагильском металлургическом комбинате (Свердловская область). На нём был внедрён целый ряд новых конструкций машин, позволивший довести его производительность до 1,2 миллиона тонн проката в год против 750 тонн, прокатываемых аналогичными станами в США и Западной Германии.
С 1950 года работал начальником конструкторского бюро прокатного оборудования, с 1955 года – главным конструктором прокатного металлургического оборудования Уралмашзавода. Под руководством талантливого конструктора, видного учёного и организатора в области металлургического машиностроения на Урале была спроектирована и создана серия крупнейших в мире прокатных станов, новых машин и механизмов, позволивших сэкономить в народном хозяйстве десятки миллионов рублей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития чёрной металлургии, Химичу Георгию Лукичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
На многих металлургических комбинатах (Магнитогорском, Нижнетагильском, Орско-Халиловском, Кузнецком, Череповецком, Ждановском, Новолипецком, Руставском, Бакинском, Ашинском, Запорожском, Челябинском, Первоуральском и многих других, а также на заводах Индии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, КНР, Финляндии и других стран) смонтированы и до сих пор работают более 60 уникальных прокатных станов, созданных на Уралмашзаводе по проектам Г. Л. Химича. Он впервые в мире предложил идею криволинейной установки непрерывной разливки стали, которая сейчас широко применяется в чёрной металлургии, как отечественной, так и зарубежной.
Автор 56 изобретений и 76 патентов, внедрённых, в том числе в США, Англии и Германии.
Явился одним из создателей Института металлургии в Екатеринбурге (УНЦ АН СССР, ныне – УрО РАН), работать в который перешёл в 1979 году, возглавив отдел комплексных проблем машиностроения.
Член-корреспондент Академии наук СССР по специальности «машиностроение» (1968), доктор технических наук, член-корреспондент Российской Академии наук, являлся членом Комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий СССР.
Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 3–5-го созывов (в 1951–1963 годах) и Свердловского городского Совета депутатов трудящихся, членом Свердловского обкома КПСС.
Лауреат Сталинской премии (1950, за создание советского рельсо-балочного стана) и Государственной премии СССР (1979, за создание и внедрение высокопроизводительных слябовых машин непрерывного литья заготовок).
Заслуженный изобретатель РСФСР (06.12.1965).
Жил в городе Свердловск (ныне Екатеринбург). Скончался 9 мая 1994 года, похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Награждён орденом Ленина (19.07.1958), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (28.04.1945; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (22.09.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (15.09.1942), «За оборону Москвы» (01.05.1944).
Почётный гражданин Свердловска (1973).
В городе Глухов Шосткинского района Сумской области (Украина) на здании бывшей профтехшколы, в которой он учился, установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Документы на сайте «Подвиг народа»
Публикации в сети Интернет