Герой Социалистического Труда
Производство: Автомобилестроение
Павленкович Константин Григорьевич

Павленкович Константин Григорьевич

20.10.1917 - 17.03.2010

Герой Социалистического Труда

Даты указов

22.08.1966

Медаль № 12494

Орден Ленина № 336284

Павленкович Константин Григорьевич – шофёр-испытатель Минского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, Белорусская ССР.

Родился 7 (20) октября 1917 года в деревне Тимоховка Павловичской волости Могилёвского уезда Могилёвской губернии (ныне не существует, территория Кручанского сельсовета Круглянского района Могилёвской области Белоруссии). Из многодетной крестьянской семьи. Белорус.

Окончил курсы трактористов и с 1934 года работал по приобретённой специальности в Павловичской машинно-тракторной станции (МТС) Круглянского района до призыва на срочную службу в Красную Армию в 1938 году, после прохождения котрой остался на сверхсрочной службе.

Участник Великой Отечественной войны с первых её дней. Боевой путь старшины Павленковича прослеживается до лета 1943 года, когда он занимал должность химического инструктора 1-го стрелкового батальона 164-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии. В составе дивизии воевал на Северо-Западном фронте (до марта 1942 года), затем на Калининском. В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Принимал участие в приграничном сражении в Литве и Латвии, в кровопролитных оборонительных боях на рубежах рек Двина, Великая и Ловать (Псковская область) в июне – июле 1941 года, в наступательных боях восточнее города Холм в августе и на западном берегу озера Селигер в октябре – ноябре 1941 года, в не менее тяжёлых боях Торопецко-Холмской наступательной операции зимой и весной 1942 года, а после перехода к позиционной обороне – во многочисленных боях местного значения юго-восточнее Холма до сентября 1943 года. За то, что в условиях боевой обстановки хорошо поставил работу в батальоне по химической подготовке, был награждён медалью «За боевые заслуги».

С 1951 года – на Минском автомобильном заводе (МАЗ)*. Начинал работать слесарем-испытателем, затем контролёром-испытателем. Через год перешёл работать шофёром-испытателем автомобильной техники. Именно испытатели первыми прослушивают «сердце» машины, выверяют работу и надёжность всех частей сложного организма автомобиля.

Константин Григорьевич рано выработал в себе такие необходимые в избранной профессии черты характера, как принципиальность, хозяйское отношение к делу, непримиримость к недостаткам. За счёт тщательного содержания вверенной техники он добивался максимально эффективного её использования и сокращения сроков нахождения автомобилей в ремонте. Обеспечивал безаварийную работу и большую экономию материальных ресурсов. Внёс несколько ценных предложений в процесс испытаний новой техники, был инициатором того, чтобы максимально приблизить их к условиям эксплуатации, для чего предложил метод буксования. Для этого машину неподвижно закрепляли на стенде, заднее колесо опускали в форму, заполненную вязкой, как смола, массой. Включали двигатель – начиналось буксование. Новый подход позволил в короткий срок выявить причины поломок и оперативно принять меры по увеличению надежности задних мостов.

Как водитель 1-го класса, Константин Григорьевич по праву считался одним из лучших шофёров-испытателей. Он испытывал новейшие модели автомобилей МАЗ в различных регионах Советского Союза – в Крыму и на Кубани, в горах Кавказа и пустынях Средней Азии, участвовал в автопробеге по пятнадцати странам Европы, работал в Африке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана, активное участие в создании конструкций и организации массового производства новых машин, достижение высоких производственных показателей Павленковичу Константину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Работал на МАЗе до выхода на заслуженный отдых в 1979 году. За двадцать пять лет становления и развития предприятия через его руки прошли почти все марки минских автомобилей. Его немалая заслуга заключалась в том, что МАЗы работали надёжно и долгие годы несли службу в народном хозяйстве страны. Подлинный экзамен на техническую зрелость большегрузных автомобилей МАЗ-514 и МАЗ-515 провёл испытатель. Свой опыт он охотно передавал рабочей молодёжи, воспитал немало мастеров вождения.

Принимал активное участие в общественно-политической жизни МАЗа (ныне – в статусе ОАО как управляющая компания холдинга «БелавтоМАЗ»).

Жил в городе Минске. Умер 17 марта 2010 года.

Награждён орденами Ленина (22.08.1966), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), «Знак Почёта» (26.06.1959), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (29.08.1943).
_________
* Входил в состав Министерства автомобильной и тракторной промышленности, с 1953 года – Министерства машиностроения, с 1954 года – Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, с 1955 года – Министерства автомобильной промышленности СССР, с 1957 года – Управления машиностроения и станкостроения, а с 1962 года – Управления автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Совнархоза Белорусской ССР. С 1965 года – в структуре Главного управления по производству большегрузных автомобилей Министерства автомобильной промышленности СССР. По итогам семилетки в 1966 году был награждён орденом Ленина, а по итогам восьмой пятилетки (1966–1970) – орденом Октябрьской Революции. С октября 1974 года МАЗ (в 1977 году награждён вторым орденом Ленина) – головное предприятие производственного объединения «АвтоМАЗ», в сентябре 1975 года преобразованного в Белорусское объединение по производству большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ; с октября 1977 года носило имя шестидесятилетия Великого Октября) в том же подчинении.



Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 8. Мiнск, 1975.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.

Гордость и слава Могилёвщины. В 2-х ч.– Могилёв, 2005. - Ч.2.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Минск – Город-Герой. Справочник. – Минск, 1976.

Памяць: гіст.-дакум. хроніка Круглянскага раёна. – Мн.: БелЭн, 1996.

Публикации в местных СМИ

Труд, талант, доблесть. Ч. 2 - Минск, 1981