Шпак Анатолий Андреевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 12832
Орден Ленина № 378988
Шпак Анатолий Андреевич — машинист экскаватора Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината Министерства чёрной металлургии СССР, Кустанайская область Казахской ССР.
Родился 5 апреля 1926 года в селе Калиновка Кустанайского округа Казахской АССР, ныне — Фёдоровского района Костанайской области Казахстана. Немец. Член КПСС.
Трудовую деятельность начал в 1944 году, когда после окончания Троицкого железнодорожного училища стал работать вагонным мастером станции Троицк Южно-Уральской железной дороги (Челябинская область).
В 1948—1952 годах проходил срочную службу в Советской Армии в железнодорожных войсках. После увольнения в запас вернулся в Челябинскую область, поступил на Магнитогорский металлургический комбинат, где осуществил свою армейскую мечту и выучился на машиниста однокубовых дизельных экскаваторов. В течение нескольких лет трудился на Бобровском кварцитовом карьере, сперва помощником машиниста экскаватора, а затем и самостоятельно, на старом тричетвертикубовом экскаваторе «Костромич». Узнав о поступлении в трест «Магнитострой» усовершенствованных «Ковровцев», попросил перевода в трест для работы на такой машине.
Летом 1956 года переехал с семьёй в родную Кустанайскую область Казахской ССР (ныне — Костанайская область Казахстана), где устроился на Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат (Соколовское рудоуправление), который был только что введён в строй на базе Соколовского и Сарбайского месторождений магнетитовых руд.
С самого начала машинист экскаватора ЭКГ-4 (электрическая карьерная полноповоротная механическая лопата на гусеничном ходу) Анатолий Шпак стал выполнять сменные производственные задания, а затем и ежедневно перевыполнять их. Как одному из лучших машинистов экскаватора, ему доверили более производительную машину ЭКГ-8. Но молодой механизатор и на такой машине постоянно искал способы найти то, что улучшило бы работу. Он внёс ряд ценных рационализаторских предложений по ускорению монтажа и усовершенствованию отдельных узлов этого экскаватора, сумел разработать новые схемы технологии вскрышных работ. Предложенный им метод проходки трасс даже в сложных гидрогеологических условиях позволил в значительной степени улучшить качество укладки железнодорожных путей, при этом простои горнотранспортного оборудования сократились на 18 процентов.
Анатолий Андреевич первым поддержал предложение о переходе на работу по единому комплексу. Благодаря этому экипаж его машины добился повышения производительности труда на 20 процентов. Постоянно совершенствуя методы работы, шпаковцы первыми на руднике начали также движение за отгрузку двух миллионов кубических метров вскрышных пород в год.
А. А. Шпак постоянно боролся за бережное и экономное расходование материалов и запасных частей. Технически грамотный уход за подъёмными тросами позволил экипажу его машины в два раза увеличить срок их службы. Совместно с другими рационализаторами Соколовского рудника ударник коммунистического труда Шпак предложил новый метод электрообогрева ковша экскаватора. Новшество позволило сократить простои машин на 12 процентов и дало экономический эффект 20 тысяч рублей в год.
В начале 1965 года экипаж экскаватора Шпака отгрузил в отвал рекордные 2290 тысяч кубометров вскрышных пород, которых на протяжении многих лет на руднике никто не достигал.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии чёрной металлургии, Шпаку Анатолию Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Этим же указом высокое звание было присвоено Н. Ф. Сандригайло — первому директору Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината.
Избирался членом Кустанайского обкома и Рудненского горкома Компартии Казахстана, депутатом Рудненского городского Совета депутатов трудящихся, возглавлял профсоюзный рудком Соколовского рудоуправления. Делегат XXIII съезда КПСС (1966). Почётный воспитатель экскаваторщиков в техническом училище №1.
В силу своего порядочного и очень щепетильного характера Анатолий Андреевич огорчался, что никого из его бригады так высоко не отметили. Кроме того, он тяжело переживал вынужденные отлучки из бригады, связанные с выполнением общественных поручений, когда его товарищи вынуждены были выполнять его сменные задания. Особенно его расстраивали командировки для решения снабженческих проблем, в которые его направляли как Героя Соцтруда вместо неспособных на это чиновников. Когда он пытался убедить в невозможности очередной своей поездки, ему могли высказать упрёки (мол, звезду надо отрабатывать), а то и перестать подавать руку. Всё это усугубляло его тягостное душевное состояние, что привело к тяжёлой депрессии.
Жил в городе Рудный (Костанайская область). 8 апреля 1971 года покончил жизнь самоубийством.
Награждён орденом Ленина (22.03.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (26.04.1963).
Редакция сайта выражает признательность Жумабеку Байбусунову (город Петропавловск, Казахстан) за помощь в работе над биографией.
Биографию подготовил:
Герои Социалистического Труда – казахстанцы. - Т. 3. - Алма-Ата: Казахстан, 1970.
Дьячков И.И. Из истории легендарного АО ССГПО. - Костанай, 2014.