Голубев Георгий Гордеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7622
Голубев Георгий Гордеевич - командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родился 7 апреля 1919 года в селе Жгутово ныне Назаровского района Краснодарского края в крестьянской семье. Русский. С 1926 года жил с семьёй в городе Ачинск ныне Красноярского края. Закончил 9 классов и Ачинский аэроклуб, работал в нём же инструктором.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году закончил Ульяновскую военную авиационную школу лётчиков. Служил инструктором в Ульяновской и Цнорис-Цхалинской военных авиационных школах лётчиков, затем - в 6-м учебно-тренировочном авиаполку.
На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Свои первые боевые вылеты, главным образом на штурмовку, совершил на И-16 в составе 40-го истребительного авиационного полка. Участник обороны Кавказа. 30 ноября 1942 года военным трибуналом воздушной армии осужден за аварию самолёта, произошедшую по его вине, к 5 годам лишения свободы без поражения в правах с отсрочкой исполнения приговора. Был оставлен для отбытия наказания в 84-м истребительной авиационном полку. В его рядах выполнил 50 боевых вылетов (27 на штурмовку, 18 на прикрытие, 5 на разведку), воздушных боёв не имел, на земле сжег 15 автомашин , 7 повозок, 5 орудий, 3 зенитных пулемёта. Судимость была снята как с искупившего вину по ходатайству А.И. Покрышкина в июле 1943 года.
С 1 июня 1943 года до Победы сражался в составе 16-го гвардейского истребительного авиационного полка на "Аэрокобрах": лётчик, с июня 1944 - командир звена, с января 1945 - заместитель командира эскадрильи. 17 августа 1943 года одерживает первую победу (по ряду источников, сбил свой первый самолёт ещё 13 июня этого года, но он лётчику не был засчитан), а через несколько дней Александр Иванович Покрышкин, проведший с молодыми лётчиками целый курс теоретических и практических занятий, предложил ему летать вместе: "Это не так трудно, Жора. Ты должен уметь читать мои мысли, а я постараюсь угадывать твои". Позднее А.И. Покрышкин вспоминал, что Г.Г. Голубев и фамилией, и внешне напомнил ему старого ведомого, сбитого в воздушном бою.
Неизменный, с 1943 года, ведомый А.И.Покрышкина. Совершил с ним более 100 боевых вылетов. Обеспечил "сбитие" А.И. Покрышкиным (был такой термин в ВВС) 15 самолётов противника.
Его исключительные способности прикрывающего, "воздушного щита", были по достоинству оценены другими асами 16-го гвардейского истребительного авиационного полка — Григорием Андреевичем Речкаловым и Александром Фёдоровичем Клубовым. Так, Г.А. Речкалов сбил с ним в паре 12 самолётов противника, 6 самолётов уничтожил А.Ф. Клубов.
Командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант Георгий Гордеевич Голубев до февраля 1945 года осуществил 252 боевых вылета, в 56-ти воздушных боях лично сбил 12 самолетов врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии старшему лейтенанту Голубеву Георгию Гордеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Выполнил во время Великой Отечественной войны 308 боевых вылетов на И-16 и "Аэрокобре", в 70 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника, "обеспечил сбитие" 35 вражеских машин.
10 мая 1945 года, около половины восьмого вечера, в районе Праги он сбил До-217, одержав последнюю воздушную победу Второй мировой войны в Европе.
После Победы продолжил службу в ВВС. С мая 1945 года - инспектор-лётчик по технике пилотирования 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в 1946 году убыл на учёбу. В 1952 году закончил Военно-воздушную академию. С мая 1952 года - старший штурман-инспектор и старший инспектор-лётчик в Управлении боевой подготовки истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. С ноября 1954 года - заместитель командира 23-го истребительного авиационного полка по лётной подготовке, с ноября 1956 года - командир этого полка. Затем командовал авиационной дивизией. Летал на реактивных боевых самолётах. С 1977 года полковник Г.Г. Голубев - в запасе.
Жил в городе-герое Киеве. Скончался 12 апреля 2005 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Награждён орденом Ленина (27.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (4.11.1943, 25.09.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (25.04.1945, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (13.05.1945), 3 орденами Красной Звезды (25.06.1943, ...), орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
Почётный гражданин города Васильков Киевской области (Украина; 1967).
Воинские звания:
сержант (1940),
старший сержант,
младший лейтенант (26.07.1943),
лейтенант (28.12.1943),
старший лейтенант (30.12.1944),
капитан (ноябрь 1947),
майор (октябрь 1951),
подполковник,
полковник.
Из воспоминаний Героя:
С трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным мы часто летали на "свободную охоту", в которой уже приобрели достаточный опыт.
Но вот у нас явилась мысль: ловить у себя в тылу дальних разведчиков, пролетавших недалеко от нашей точки базирования.
Как правило, дальние разведчики проходили на больших высотах, и их можно было обнаружить только по гулу и инверсионному следу.
Гвардии полковник Покрышкин дал мне задание вести наблюдение за разведчиками, проходившими возле нашего аэродрома, в районе Мелитополя. Наблюдая за одним из разведчиков, я установил, что он проходил в одно и то же время, по одному и тому же курсу. Курс немецкие лётчики проложили по побережью Азовского моря. Обнаружив график полётов разведчика, мы вылетели на перехват его.
Набрав высоту 7500 м, стали патрулировать, ожидая его прихода. Вскоре я заметил силуэт самолёта. Это был ожидаемый нами разведчик Ю-88 последнего варианта, приспособленный специально для разведки на больших высотах.
По радио я передал ведущему: "вижу слева, выше, спереди самолёт противника". В ответ услышал приказание: "пропустить дальше в тыл".
Встреча произошла на встречных курсах, но мы, делая вид, что не замечаем его, не пошли на сближение, а, наоборот, стали уклоняться вправо. Этим самым мы ввели немецких лётчиков в заблуждение, ибо они продолжали свой полёт прежним курсом.
Давая им возможность уйти подальше в наш тыл, мы всё больше отворачивали вправо и одновременно набирали высоту.
Набрав высоту порядка 8,5 км, мы резко развернулись и пошли на сближение с Ю-88.
Сближение заняло довольно продолжительное время; немцы обнаружили нас и стали развёртываться на свою территорию, чем помогли нам ускорить сближение. Сблизившись с разведчиком, мы атаковали его сверху-сзади под ракурсом 1/4, прикрываясь непростреливаемым корпусом вертикального оперения.
При атаках одиночных самолётов мы, как правило, сначала весь огонь направляли на стрелка, а затем переносили на моторы или кабину лётчика в зависимости от обстановки. С первой же атаки полковник Покрышкин расстрелял стрелка с дистанции 100 м, затем мы подошли вплотную и зажгли оба мотора. Немцы старались дотянуть до своей территории, но мы продолжали атаку.
После нескольких наших атак Ю-88 взорвался в воздухе недалеко от аэродрома нашего базирования, на глазах у всего личного состава.
Таким же образом нами было сбито в дальнейшем ещё несколько разведчиков.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и о своём командире. М., 2014.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005