Деменков Виктор Андреевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 13651
Орден Ленина № 351086
Деменков Виктор Андреевич — машинист-инструктор локомотивного депо станции Могилёв Белорусской железной дороги.
Родился 7 июня 1927 года в городе Могилёв, центре Могилёвского округа Белорусской ССР, ныне — центр Могилёвской области Белоруссии. Из семьи рабочего и медицинского работника. Белорус.
Образование неполное среднее: окончил шесть классов городской средней школы.
С началом Великой Отечественной войны остался с родителями на территории, в июле 1941 года захваченной армией нацистской Германии. Во период оккупации мать установила и поддерживала связь с партизанами, которых снабжала медикаментами. Деменковы включились в подпольную борьбу против оккупантов. Позднее в связи с угрозой ареста они ушли в лес, всей семьёй влились в состав одного из партизанских отрядов. Виктор Деменков подростком участвовал в партизанском движении на оккупированной территории Могилёвской области БССР: с января по июнь 1944 года боец вновь созданного 113-го партизанского полка.
После воссоединения партизан с передовыми частями Красной Армии летом 1944 года, когда была освобождена область, он поступил работать учеником слесаря, а затем слесарем в паровозное депо Могилёв Могилёвского отделения Белорусской железной дороги (награждена в ноябре 1971 года орденом Ленина) Наркомата (с 1946 года — Министерства) путей сообщения СССР. Участвовал в восстановлении деповского хозяйства, разрушенного в войну. В дальнейшем перешёл работать на паровоз кочегаром. Полюбившуюся профессию железнодорожника осваивал в полном смысле слова на ходу: за 100—120 километров пути приходилось перебрасывать до десяти тонн угля. Пройдя профильное обучение, в 1950 году продолжил работать помощником машиниста паровоза. В 1955 году вступил в КПСС.
Учились тогда «выслугой лет», за положенные восемь лет постигая науку вождения поездов. Самому машинисту учить было некогда: на дорогах ещё отсутствовали автоматика и блокировка, а локомотивы по-прежнему оставались сложной в эксплуатации техникой, характеризовались невысокими качественными показателями. В. А. Деменков учился упорно и с интересом, окончил курсы машинистов, но продолжал выходить в рейсы помощником машиниста. Он изучал профиль каждого пути, запоминал, на каком километре надо набрать ход, а где за счёт инерции сэкономить топливо. Только после контрольной поездки, когда инструктор подписал заключение о допуске к самостоятельному вождению с добавлением неуставного слова «талант», принял в 1957 году локомотив на паровой тяге и руководство паровозной бригадой. Понимая, что ему не хватает опыта, специальных знаний, продолжал совершенствоваться в профессии. У опытных паровозников учился культуре ухода за машиной и мастерству вождения тяжеловесных составов. Под их руководством быстро и в совершенстве овладел профессией машиниста, демонстрировал отличные показатели по экономии топлива при вождении паровозов с их высокой энергозатратностью. Два года спустя за успехи, достигнутые в выполнении заданий шестого пятилетнего плана (1956—1960) перевозок, развития и технической реконструкции железнодорожного транспорта, был награждён орденом «Знак Почёта».
В период седьмой (расширенной: 1959—1965) пятилетки уверенно и прочно занял место в авангарде паровозных бригад могилёвского локомотивного депо. Успешно пройдя переквалификацию, в 1965 году продолжил работать машинистом-инструктором на тепловозе-локомотиве с гораздо большей грузоподъёмностью и с гораздо большей мощностью двигателя. Досконально зная рельеф дороги, умело используя уклоны и без потери скорости преодолевая подъёмы, передовой машинист применял наиболее оптимальные режимы вождения поездов на каждом участке и с каждой ездкой увеличивал вес поезда. Первым он взялся вывести в рейс двойной, сверхтяжёлый (3600 тонн) поезд на маршруте Могилёв — Осиповичи. К рейсу готовился долго и упорно: делал записи, расчёты по результатам перегонов товарных поездов на этом сложном участке — в полном соответствии с теорией дороги, но с поправками на практику движения, на свой богатый личный опыт. Именно настойчивость и решительность Деменкова, а главное, его расчёты, опыт и огромное желание осуществить замысел, решили успешную судьбу поездки. Постоянно повышая свои теоретические и практические знания, Виктор Андреевич достиг высоких показателей по содержанию тепловоза, экономии топлива, выполнению графика вождения поездов и тем самым систематически перевыполнял взятые обязательства на протяжении ряда пятилеток. Как высококлассный специалист, за период восьмой пятилетки (1966—1970) он подтвердил звание передового железнодорожника и добился выдающихся показателей при выполнении плановых заданий по грузоперевозкам.
Указом Президиума Верховного Совета от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана перевозок и повышении эффективности использования технических средств железнодорожного транспорта Деменкову Виктору Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Локомотивная бригада под руководством Деменкова была признана лучшей в Могилёвском отделении БЖД по итогам восьмой пятилетки и продолжала так же ударно трудиться в период новых пятилетних планов, её работу характеризовали исключительная дисциплина, ювелирная чёткость действий и глубокое знание техники, что позволяло добиваться стабильно высоких показателей в работе. На сэкономленном она провела 62 тяжеловесных поезда.
Перейдя работать машинистом-инструктором в маневровую колонну, Виктор Андреевич внёс значительный вклад в повышение технологической дисциплины в могилёвском депо. Он со всей строгостью подходил к халатности и невнимательности в напряжённой и ответственной работе маневровщиков. За короткий срок в колонне установился образцовый порядок. Главное, что удалось сделать опытному железнодорожнику, — создать коллектив единомышленников, кровно заинтересованных в общем успехе, в высоких показателях каждого. Уверенно и плодотворно работали тепловозники, умело экономили время на операциях по расформированию и составлению поездов, систематически перевыполняли планы перевозок и рационально экономили топливо. При этом Виктор Андреевич активно участвовал в наставничестве и подготовил несколько десятков квалифицированных машинистов, которые успешно водили сверхтяжёлые (до 5 тысяч тонн) поезда. Он учил молодых тепловозников не только любви к своему делу, но и тому, что профессия машиниста требует высокой технической подготовки. Трудился в локомотивном депо Могилёв до выхода на пенсию.
Принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. Избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 8-го созыва (1971—1975; член Постоянной комиссии по транспорту и связи), Могилёвского областного Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов). Делегат XXV съезда КПСС (1976).
Жил в Могилёве. Вместе с женой воспитал двоих дочерей. Умер 19 декабря 2015 года.
Награждён орденами Ленина (04.05.1971), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), «Знак Почёта» (01.08.1959), медалями, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Отмечен благодарственными письмами, почётными грамотами и ведомственными наградами — нагрудными знаками «Отличный паровозник», «Отличный работник Белорусской железной дороги», «Почётному железнодорожнику» (1971).
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 11. Мінск, 1974.
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Гордость и слава Могилёвщины. В 2-х ч.– Могилёв, 2005. - Ч.2.
Дела их золотом горят / сост. В.П. Бербего, И.И. Гаврилов. – Мн.: Беларусь, 1976.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Публикации в местных СМИ
Юшкевич В.А. Могилёвский меридиан. - Могилёв, 2005.