Пацейко Леонид Тарасович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 18844
Орден Ленина № 449251
Пацейко Леонид Тарасович – слесарь-инструментальщик Мытищинского машиностроительного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, Московская область.
Родился 13 октября 1921 года в деревне Заречье Ярославской губернии (ныне – Борисоглебского или Ростовского района Ярославской области). Русский.
Окончил школу фабрично-заводского ученичества в 1937 году, начал трудовую деятельность слесарем инструментального цеха на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) в городе Мытищи Московской области, где токарем трудился его отец.
С марта 1941 года – в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1943 году – шофёр 52-й гвардейской механизированной бригады, а с 1943 года – шофёр оперативной группы штаба 23-й гвардейской мотострелковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 1-го Украинского фронта, гвардии младший сержант. Был дважды ранен. Награждён боевыми орденами и медалями.
Демобилизовавшись из Красной Армии в 1946 году, вернулся на ММЗ (ныне – ОАО «Мытищинский машиностроительный завод»), где продолжил работать слесарем-инструментальщиком.
С годами в совершенстве овладел мастерством своей профессии, став одним из лучших слесарей-инструментальщиков в цеху и на заводе. Был удостоен звания «Мастер – золотые руки». Являлся активным рационализатором и новатором. За высокие трудовые достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) награждён орденом Октябрьской Революции. Активно занимался наставничеством, передавая свой опыт и навыки молодым рабочим.
Задание девятой пятилетки (1971-1976) выполнил за четыре года. План 1976 года – к 1 ноября. Стал одним из инициаторов соревнования за достойную встречу 60-летия Великого Октября.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 мая 1977 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении плана на 1976 год и принятых социалистических обязательств, Пацейко Леониду Тарасовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Работал на ММЗ до выхода на заслуженный отдых.
Жил в городе Мытищи Московской области. Умер 28 апреля 2004 года. Похоронен в Москве на Перловском кладбище.
Награждён орденами Ленина (17.05.1977), Октябрьской Революции (05.04.1971), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (19.05.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (29.11.1943; 20.11.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (25.07.1943).
В 2018 году имя Л. Т. Пацейко присвоено одной из улиц микрорайона «Катуар» города Мытищи.
Из публикации от июля 1977 года, размещённой на сайте «Последние герои».
Действительно, «хороших догадок» Леонида Тарасовича не счесть. Начнем хотя бы с такой: вот уже десять лет сборщики вагонов метро делают крышу, используя эскизы Леонида Тарасовича. Произошло это таким образом.
Конструкторы предложили создать новый стенд для изготовления крыш с чрезвычайно сложной конфигурацией, с большим количеством узлов, дуг, изгибов, переходов. Замысел диктовался требованиями нынешней эстетики. Чертежи поступили на участок приспособлений. Пацейко подсчитал: потребуется просверлить тысячи отверстий, работа может затянуться надолго. И, посоветовавшись с товарищами, предложил оригинальное, на первый взгляд рискованное, а фактически прогрессивное инженерное решение: не ставить узлы на крепеж, а приваривать их. В КБ засомневались. Ремонт сложнее будет производить. Пацейко утверждал, что такой вообще вряд ли потребуется. И в конце концов с доводами Леонида Тарасовича согласились. Стенд бригада изготовила в 7 раз быстрее, чем планировалось. По неписаному правилу именно Пацейко поручают на участке наиболее сложные приспособления. И он благодаря своей технической зрелости нередко решает задачи «для специалистов с высшим образованием».
Завод получил почетный заказ—изготовить первую партию вагонов модели «Ечс» для пражского метрополитена. Надо было в короткие сроки соорудить 19-метровый стенд, чтобы на нем собирать рамы. Вышла неожиданная заминка: не оказалось необходимого оборудования для производства такого крупногабаритного изделия. Как быть? Просить главк, чтобы передали заказ другим предприятиям? Опыт показывал—это потерять полгода. Выход подсказал Пацейко: сделать стенд в своем цехе, но отдельными частями, а работать звеньями. «Смотри,—сказали ему в дирекции,—сам затеял, сам отвечать будешь. Бригаду возглавишь». Пацейко ответил спокойно:
«Разве я когда-нибудь подводил?» Не подвел и на этот раз. Заказ чехословацких друзей выполнили досрочно. И, выходит, в том, что на знамени завода вскоре появился еще один орден—чехословацкий, немалая заслуга и освободителя Праги, слесаря-инструментальщика Леонида Пацейко.
Школа рабочего коллектива—великая и ничем не заменимая. Всеми своими лучшими качествами—трудолюбием, настойчивостью, горячим стремлением помочь товарищу, исключительной собранностью, строгой требовательностью к себе и окружающим—Леонид Тарасович обязан ей. Это она вручила ему личное клеймо качества, помогла в совершенстве овладеть не только слесарной сборкой, но и плоской шлифовкой...
Биографию подготовил:
Документы на сайте «Подвиг народа»
Публикации в сети Интернет