Покровский Владимир Владимирович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14357
Орден Ленина № 367488
Покровский Владимир Владимирович — главный конструктор специального конструкторского бюро «Газстроймашина» Министерства газовой промышленности СССР, город Москва.
Родился 30 марта 1911 года в селе Пышково Гжатского уезда Смоленской губернии, ныне — Гагаринского района Смоленской области, в семье земского врача. Русский.
В 1931 году окончил Московский областной коммунально-строительный техникум по автомобильной специальности и, получив квалификацию техника первого разряда, приступил к работе конструктором на Московском авторемонтном заводе. Участвовал в проектировании лебёдки для аэростатов заграждения, шасси троллейбуса, передвижного компрессора и других механизмов. С 1932 года одновременно учился на вечернем отделении Московского автомеханического института имени М. В. Ломоносова, в 1936 году получил квалификацию инженера-механика-технолога по специальности «холодная обработка металлов резанием». После срочной годичной воинской службы (1936—1937) работал в конструкторском бюро Московского городского управления местной промышленности. Здесь уже лично конструировал коммунально-строительную технику — мачтовый подъёмник грузоподъёмностью 3 тонны, самоходный кран-погрузчик 5 тонн, полуавтомат для резки кирпича, автомат для упаковки лезвий бритв.
С началом Великой Отечественной войны призван в армию, служил сначала в лётных частях, затем в инженерных — на строительстве аэродромов в Сибирском военном округе. Последний год войны — в составе подразделений 2-го и 3-го Украинских фронтов.
В мае 1945 года в числе ста специалистов был отозван из действующей армии Государственным Комитетом Обороны СССР для работы в системе Народного комиссариата внутренних дел СССР, который возглавлял тогда строительство трубопроводов, в частности, первой отечественной и крупнейшей в то время газовой магистрали Саратов — Москва. Приступил к работе конструктором в Московских экспериментальных мастерских Главнефтестроя. На их базе вскоре был создан Московский экспериментально-механический завод, на котором В. В. Покровский стал начальником конструкторского бюро. В те годы строители не имели специальной техники, многие операции выполнялись вручную. Даже траншеи рыли обычными лопатами, а трубопровод опускали при помощи ручной лебёдки. Восемь лет он руководил конструкторским бюро начиная с конструирования автогенных резаков и треног для опуска трубопроводов в траншею и создавшим в итоге 30 типов специальных машин и оборудования для сооружения трубопроводов, в том числе первых в стране моделей трубоукладчиков, роторных траншейных экскаваторов, трубогибочных станков для холодного гнутья и транспортно-штукатурных машин.
В 1953 году В. В. Покровский получил задание организовать специальное конструкторское бюро (СКБ) «Газстроймашина» (с 1956 года — Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР, с 1963 — Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР при ВСНХ СССР, с 1965 года — Министерства газовой промышленности СССР, с 1972 года — Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР), в котором в течение четверти века трудился главным конструктором. При его непосредственном участии была создана серия машин и механизмов для трубопроводной техники, не только не уступающих зарубежным образцам, но и ставших приоритетными в мире. За большой вклад в строительство газопровода Ставрополь — Москва награждён в 1957 году орденом «Знак Почёта». В успешном и быстром сооружении газопровода важнейшую роль сыграли сконструированные В. В. Покровским первые отечественные роторные экскаваторы ЭР-2 и ЭР-4, не уступавшие по своим возможностям образцам передовых западных фирм.
Деятельность СКБ придала толчок созданию новой подотрасли машиностроения, насчитывавшей в своей номенклатуре более ста типоразмеров машин и оборудования для комплексной механизации строительства линейной части трубопроводов диаметром от 89 до 1420 мм. Коллектив СКБ стал обладателем трёх дипломов Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР. Медалями главной выставки страны награждены разработчики 42 машин. На 24 машины получены авторские свидетельства как на изобретения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии газовой промышленности и достижение высоких технико-экономических показателей при выполнении заданий семилетнего плана Покровскому Владимиру Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Возглавлял СКБ «Газстроймашина» до конца жизни. За 25 лет руководства конструкторской деятельностью В. В. Покровский превратил СКБ в многопрофильную организацию, обеспечивающую поточное строительство трубопроводов, техники, которая до этого не производилась в стране. Важнейшие трубоукладчики грузоподъёмностью до 35 тонн, траншейные роторные экскаваторы, самоходные очистные и изоляционные машины, машины для горизонтального бурения насыпей железнодорожных и шоссейных дорог, сварочная техника, техника для прокладки подводной части трубопроводов (разборные земснаряды, лебёдки для протаскивания дюкеров с усилием до 150 тонн, скреперные лебёдки), базы для стационарной очистки и изоляции, плетевозы, снего-болотная транспортная техника на резино-металлическом ходу на четырёх гусеницах, позволившая осуществлять круглогодичное строительство трубопроводов в северных районах, — всё это было создано под руководством и при непосредственном участии В. В. Покровского. И многое из этого, сочетавшее простоту решений, технологичность изготовления, удобство при эксплуатации и надёжность в работе, не только не уступало зарубежным образцам, но и явилось приоритетом страны. Заложил в конструируемую технику, в частности — в роторные траншейные экскаваторы, многие такие принципиальные технические решения, которые, будучи развиты в дальнейших машинах, помогли справиться с мёрзлыми грунтами, достичь высокой производительности при разработке большеобъёмных траншей для трубопроводов диаметром 1220—1420 мм.
Блестяще разбираясь в технологии трубопроводного строительства и хорошо зная потребности трубопроводчиков, В. В. Покровский нацеливал коллектив на конструирование механизмов и специальных приспособлений по всему циклу сооружения трубопроводов. Был создан комплекс навесных грузоподъёмных средств, также не уступающих лучшим мировым образцам, а в ряде случаев и превосходящих их (мягкие полотенца без концевых металлических пластин, автоматические захваты для труб и плетей, троллейные подвески с металлическими катками и полиуретановым покрытием).
Он сформировал из СКБ структуру, охватывающую весь цикл продвижения своих детищ к строительным площадкам — от конструирования машины и изготовления моделей (а иногда и первых образцов) в собственных экспериментальных мастерских до её инженерно-конструкторского сопровождения при постановке на заводской поток, и затем — при внедрении в строительное производство.
Автор ряда изобретений и рационализаторских предложений. Член редколлегии производственно-технического журнала «Строительство трубопроводов».
Жил в Москве. Умер в августе 1978 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Награждён орденами Ленина (01.07.1966), «Знак Почёта» (16.04.1957), медалями, в том числе 2 золотыми медалями ВДНХ СССР.
Использованы материалы публикации Регионального благотворительного общественного фонда «Ветеран нефтегазстроя» имени Б. Е. Щербины.
Биографию подготовил:
Золотой фонд газовой промышленности: Биогр. справочник. - СПб.: Корвет, 2009.
Публикации в сети Интернет