Елисеев Иван Николаевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9214
Орден Ленина № 327556
Елисеев Иван Николаевич – машинист экскаватора управления механизации строительства Сталинградской ГЭС Министерства электростанций СССР.
Родился в 1921 году на территории Воронежской губернии, ныне – Воронежской области. Русский.
В 1940 году был призван на военную службу в Красную Армию, которую проходил в танковой части.
Участник Великой Отечественной войны. Танкист Елисеев сражался в оборонительных боях под Орлом, под Ливнами получил тяжёлое ранение, под Нефтегорском был повторно тяжело ранен в руку. После излечения дальнейший боевой путь прошёл в нестроевых частях. Был награждён медалью «За отвагу».
После демобилизации в 1946 году Иван Николаевич работал экскаваторщиком на угольных разрезах в Сибири,а в октябре 1950 года прибыл на строительство Сталинградской гидроэлектростанции (ГЭС), объявленной «великой стройкой коммунизма».
И. Н. Елисеев был одним из первых механизаторов этой стройки, которым довелось жить в палатках в голой степи, где позже образовался посёлок Рынок. Из-за отсутствия техники первоначально он работал помощником электрика, тянул линию электропередачи к месту будущих работ.
3 ноября на стройку прибыл первый экскаватор, присланный в подарок сталинградцам от рабочих Ковровского экскаваторного завода, изготовленный сверх плана из сэкономленных материалов. И. Н. Елисеев сам сгрузил «Ковровца» и доставил его к месту первого забоя в Забазную балку. Первый кубометр грунта на Сталинградгидрострое им был вынут там, где должна была пройти автомобильная дорога для доставки грузов на стройку.
Первоначально он работал один по 10–12 часов в смену, не выходя из кабины экскаватора. После прислали молодых рабочих, которых он обучал на экскаваторщиков. Ежемесячно его экскаватор отгружал в самосвалы по 2,5–3 тысячи кубометров грунта, который шёл на отсыпку дамбы через Сухую и Мокрую Мечётку, засыпку Забазной балки, соединившей Сталинград с посёлком Рынок. На самые трудные и ответственные задания посылали экипаж Елисеева, который годовой план перевыполнял вдвое.
С лета 1953 года машинист экскаватора 1-го класса (с января 1952 года) Иван Николаевич перешёл работать на 3-кубовый «Уралец». В то время развернулись самые масштабные работы по сооружению земляной плотины и здания ГЭС на острове Зелёном. Суточная выработка его экипажа перекрывала план в 2–3 раза. При монтаже бетоновозной эстакады металлоконструкции приходилось поднимать на большую высоту. Из-за недостатка на стройке агрегатов большой грузоподъёмности эту работу пришлось выполнять экипажу Елисеева на переоборудованном им 558-м «Уральце», стрела которого длинной в 80 метров поднимала до 50 тонн. После этого его экипаж участвовал в бетонировании шлюзов.
Только за первые 4 года строительства Сталинградской ГЭС экскаваторщик Елисеев вынул и погрузил в самосвалы 1,5 миллиона кубометров грунта, сократив цикл экскавации до 17,4 секунды вместо 40 секунд, предусмотренных нормой. В смену он вынимал грунта в 3 с лишним раза больше нормы. Общий объём вынутой им на стройке земли превысил 3 миллиона кубометров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в строительстве и промышленности строительных материалов, Елисееву Ивану Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
На митинге, организованном на рабочей площадке, после того, как высокие награды были вручены первому экскаваторщику Сталинградгидростроя, Иван Николаевич со звездой Героя на промасленной спецовке с импровизированной трибуны отправился за рычаги экскаватора.
Позже освоил электроэкскаватор марки «СЭ-3» и обучил работать на нём десятки молодых механизаторов – строителей Сталинградской (с 1961 года – Волжской имени XXII съезда КПСС) ГЭС.
С 1960 года он находился в командировке в Египте на строительстве высотной Асуанской плотины, затем строил заводы химического комплекса – шинный, синтетического каучука, синтетического волокна. После выдвижения в механики Иван Николаевич обеспечивал работу десятков экскаваторов и кранов.
После возвращения на родину работал на заводе резино-технических изделий (РТИ).
Проживал в городе Волжский (с 16 декабря 1961 года – Волгоградской области). Дата его кончины не установлена.
Награждён орденом Ленина (09.08.1958), медалями, в том числе «За отвагу».
Использованы материал и фото Героя, любезно предоставленные МУ «Волжский музейно-выставочный комплекс» (Волгоградская область).
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет