Бондарь Александр Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19854
Орден Ленина № 459159
Бондарь Александр Иванович – осмотрщик-ремонтник вагонного депо Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги, Хабаровский край.
Родился в 1928 году в селе Поповка Смелянского района Черкасского округа Украинской ССР (ныне – Смелянского района Черкасской области Украины). Украинец.
А через несколько месяцев его отца Ивана Максимовича раскулачили, отобрали лошадей, коров, плуг, сеялку, сенокосилку и отправили большую семью на Дальний Восток. Поселилась семья агронома-мичуринца в деревне Даниловка, расположенной на высоком берегу светлой и стремительной реки Тунгуски (ныне – село в Смидовичском районе Еврейской автономной области).
Семья была большая – девять сыновей и две дочери. Все сызмальства приучались к крестьянскому труду. Но в 1937 году замечательный агроном-селекционер был арестован и расстрелян, как «враг народа». Так что детям не по своей воле пришлось рано повзрослеть.
Когда началась Великая Отечественная война, пятеро старших братьев ушли на фронт. Живым вернулся только один. Александр для фронта был еще мал, помогал своим трудом в тылу ковать Победу. И 2 января 1942 года, когда ему не было еще и 14 лет, извозчик Александр Бондарь получил первую благодарность от начальника Нижне-Амурского лагеря за самоотверженный труд при вводе в эксплуатацию железобетонного железнодорожного моста через Тунгуску.
Затем снова работал в колхозе. Несмотря на малые годы, Александр уверенно управлялся с трактором. От зари до зари работал в колхозе, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Четыре года служил в Военно-морском флоте на Тихоокеанском флоте, где был награжден медалью «За боевые заслуги».
Перед концом службы приехали в часть представители Дальневосточной железной дороги. Рассказывали о делах железнодорожников, посетовали, что людей не хватает, особенно в Комсомольске-на-Амуре. Тогда и решилась его судьба. О Комсомольске Александр слышал много. Месяца два поработал в вагонном депо. Затем послали его на курсы поездных вагонных мастеров. Окончил их с отличием. Доверили сопровождать грузовые поезда.
С каждой новой поездкой накапливался опыт, приобреталось мастерство. Не было у Александра Ивановича случая отцепки вагона из-за горения буксы или другой технической неисправности. В 1952 году он был награжден знаком МПС «Ударнику Сталинского призыва», а в 1954 году – знаком «Отличный вагонник».
В 1954 году его перевели осмотрщиком вагонов в пункт технического обслуживания станции Комсомольск.
Нелегок труд осмотрщиков. Троим-четверым приходится пропустить за смену до девятисот вагонов. Не только пройтись вдоль состава, а сменить износившийся подшипник или тормозную колодку, освежить подбивку в буксе. И сделать все это надо в предельно короткий срок, чтобы не задержать отправление поезда.
«Раз надо – сделаем», – любил повторять Александр Иванович. И делал отлично. Вскоре его назначили старшим осмотрщиком, поручили руководить сменой. Теперь уж приходилось отвечать не только за себя, а и за действия самых разных по характерам, знаниям и опыту людей. Бондарь руководил людьми, учил их и учился сам. Блестяще сдал экзамены на звание осмотрщика-ремонтника вагонов первого класса.
За высокие производственные достижения по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) был награждён своим первым орденом – «Знак Почёта», а по итогам 1973 года (третьего, решающего года девятой пятилетки) – орденом Ленина. Наивысших успехов добился в годы десятой пятилетки (1976-1980).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств Бондарю Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Сколько вагонов осмотрел Александр Иванович за 42 года своей работы на станции Комсомольск-на-Амуре – не счесть. И всегда смена Бондаря успевала все делать в отведенное время согласно технологии, а часто и сокращала его. Являясь наставником молодёжи, за эти годы подготовил и обучил десятки молодых специалистов.
С 1996 года – на заслуженном отдыхе.
Жил в городе Комсомольск-на-Амуре. Умер в 2003 году.
Награждён 2 орденами Ленина (28.02.1974, 02.04.1981), орденом «Знак Почёта» (04.05.1971), медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 3 знаками «Отличный вагонник», знаком «Почётному железнодорожнику» (07.09.1981).
В 2010 году в эксплуатационном вагонном депо Комсомольск-на-Амуре накануне Дня железнодорожника была открыта мемориальная доска в честь Героя Социалистического Труда осмотрщика вагонов Александра Бондаря.
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет