Ползунов Василий Степанович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16509
Орден Ленина № 422259
Ползунов Василий Степанович — командир корабля Белорусского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, город Минск.
Родился 14 октября 1919 года в селе Матышево, центре Матышевской волости Аткарского уезда Саратовской губернии, ныне – центр Матышевского сельского поселения Руднянского района Волгоградской области. Из крестьянской семьи. Русский.
Получил неполное среднее образование в местной школе. Рано остался без отца и потому рано начал самостоятельную трудовую деятельность. Вступил в местный колхоз, где трудился рядовым колхозником, затем устроился землекопом на строительство текстильного комбината. Поступил на учёбу в педагогическое училище, но мечта о небе привела комсомольца Ползунова, как и многих его сверстников, в авиацию. В 1940 году он окончил 2-ю объединённую школу пилотов и авиационных техников Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) имени Петрова в городе Тамбов.
Работал лётчиком в структуре Главного управления ГВФ при Совете Народных Комиссаров СССР, будучи военнослужащим запаса. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году был переведён на лётную работу в Особую Прибалтийскую авиационную группу (ОПАГ) ГВФ для обслуживания частей Северо-Западного, затем Калининского фронтов. Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года: пилот 5-й санитарной эскадрильи ОПАГ при штабе Калининского фронта, старший сержант.
За короткий промежуток времени — с мая по июнь 1942 года — проявил себя как энергичный, смелый лётчик, способный выполнить любую сложную задачу. Выполняя задание Военного Совета Калининского фронта, произвёл 10 боевых вылетов в расположение окружённой 39-й армии по доставке боепитания и вывозу раненых из полевых госпиталей. Несмотря на сложные условия боевой обстановки — обстрел зенитной артиллерией и автоматчиками противника — порученные задания выполнил с отличной оценкой, за что был награждён орденом Красной Звезды. В дальнейшем был произведён в офицеры с присвоением звания младшего лейтенанта.
В сентябре 1942 года 2-я, 5-я и 6-я санэскадрильи ОПАГ ГВФ были обращены на формирование 10-й особой авиагруппы ГВФ, переформированной 25 ноября того же года во 2-й особый (с августа 1943 года — 105-й особый гвардейский) авиаполк ГВФ с подчинением командованию 3-й воздушной армии в составе войск Калининского (с октября 1943 года – 1-го Прибалтийского) фронта. Экипажи полка выполняли различные задания, преимущественно в тылу противника: связь, разведка, вывоз раненых, доставка грузов партизанам. В соответствии с решаемыми задачами три эскадрильи полка именовались как «партизанская», «связи» и «санитарная».
В составе этого полка лётчик Ползунов прошёл остальной боевой путь до Победы. К февралю 1943 года — пилот 3-й санитарной эскадрильи 2-го ОАП ГВФ, лейтенант. Пилотируя самолёты По-2 и Р-5, затем Ли-2, он самоотверженно выполнял задания командования полка по работе с партизанскими соединениями. К началу наступления на Центральном фронте зимой 1942—1943 годов получил задание вывезти раненых из партизанского отряда на оккупированной территории Белорусской ССР и доставить в его расположение боеприпасы, оружие и медикаменты. В конце ноября 1942 года был в числе четырёх лучших лётчиков полка, которые совершили первый вылет во вражеский тыл на установление связи с командованием 1-й Белорусской партизанской бригадой (Витебская область БССР). Только за период с декабря 1942 по январь 1943 годов лично произвёл 17 вылетов, доставив партизанам 2800 килограммов боеприпасов и 50 килограммов медикаментов, вывезя из немецкого тыла 26 раненых человек. Через линию фронта с посадкой во вражеском тылу летал в тяжёлых метеорологических условиях и под огнём противника, но порученное задание выполнил без аварий и происшествий. Был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
К маю 1943 года — пилот 1-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи 2-го ОАП ГВФ, лейтенант.
За период с февраля по май 1943 года так же самоотверженно выполнял задания полкового командования и оказал существенную помощь партизанским соединениям в ожесточённой борьбе с карателями: произвёл 50 ночных вылетов через линию фронта с посадкой в тылу противника, доставил в расположение партизан 5390 килограммов боеприпасов, 300 килограммов медикаментов, 110 килограммов прочего военного груза и вывез 146 раненых бойцов. Всего к маю 1943 года совершил 128 эффективных боевых вылетов в тыл противника, налетал 862 часа 24 минуты, из них ночью — 367 часов. Был награждён орденом Красного Знамени.
К ноябрю 1943 года совершил ещё 46 успешных боевых вылетов во вражеский тыл с посадкой в расположении партизанских отрядов и 6 вылетов на сброс, налетав при этом 164 часа 6 минут. Доставил партизанам 89 военнослужащих, 5515 килограммов боеприпасов и 1630 килограммов прочего груза, вывез 50 раненых бойцов и 4 пленных. Был награждён вторым орденом Красного Знамени. В том же году вступил в ВКП(б)/КПСС.
С осени 1943 года в составе 1-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи 105-го особого гвардейского авиаполка ГВФ обеспечивал связь с партизанскими соединениями на территории современной Витебской области Белоруссии, в основном Полоцко-Лепельской партизанской зоны. Как опытный лётчик, отлично и в срок выполнял боевые задания на дальние расстояния. Летая в сложнейших метеоусловиях днём и ночью, показывал образцовое мастерство самолётовождения, прилагал все знания и умения для своевременного обеспечения партизан боеприпасами и медикаментами. Пересекая линию фронта и находясь над вражеской территорией, неоднократно подвергался обстрелу зенитной артиллерией с земли и атакам истребителей противника с воздуха, проявлял исключительную выдержанность, мужество и хладнокровие. Благодаря отличной технике пилотирования всегда выходил из-под обстрела. Мастерски сажал самолёты на плохо оборудованные, ограниченного размера площадки, а нередко просто на лесные просеки либо поляны. Отличился в ходе операции по спасению воспитанников Полоцкого детского дома под кодовым наименованием «Зорочка» («Звёздочка») на её завершающем этапе в апреле 1944 года.
Всего гвардии лейтенант Ползунов к лету 1944 года совершил 199 боевых успешных боевых вылетов во вражеский тыл с посадкой в расположении партизанских отрядов. В дальнейшем в составе 105-го гвардейского ОАП ГВФ он обеспечивал боевые действия войск 1-го Прибалтийского фронта при проведении Белорусской (июнь — август 1944), Прибалтийской (сентябрь — ноябрь 1944) и Восточно-Прусской (январь — апрель 1945) наступательных операций. За отличие при освобождении литовского города Поневеж (Паневежис) Приказом Верховного Главнокомандующего от 8 августа 1944 года полку было присвоено почётное наименование Поневежского. После войны он был расформирован с передачей лётного состава и техники в распоряжение Белорусского (в 1954—1957 годах — Западного) территориального управления гражданского воздушного флота ГУ ГВФ при Совете Народных комиссаров (с 1946 года – Совета Министров) СССР — с 1964 года Белорусского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, ныне — ОАО «Авиакомпания “Белавиа”».
После войны В. С. Ползунов был демобилизован и в 1946 году принят на работу командиром корабля в лётный отряд при минском аэропорте в структуре БТУ ГВФ. Успешно освоив к концу войны технику пилотирования военно-транспортного самолёта Ли-2, в мирное время Василий Степанович продолжил выполнять на нём пассажирские и грузовые перевозки в небе Белоруссии. Он успешно и в числе первых в управлении осваивал различные типы авиационной техники, поступавшей в отряд. В 1950 году прошёл переподготовку на пилота нового, более скоростного самолёта — пассажирского Ил-12. Затем так же успешно освоил его усовершенствованную модификацию — Ил-14. Выполнял различные работы в интересах народного хозяйства республики и водил воздушные грузовозы турбовинтовые Ан-10 и Ан-12 над заполярной тундрой и Уралом. Одним из первых освоил в 1965 (или в 1966) году новейший тип пассажирских авиалайнеров — турбореактивный пассажирский самолёт Ту-124.
За 33 года лётной работы имел почти 15 тысяч часов налёта. Являлся передовиком производства, успешно выполнял и перевыполнял плановые задания пятилеток по воздушным перевозкам. Получил квалификацию пилота 1-го класса, был награждён тремя трудовыми орденами. Являясь командиром учебной эскадрильи, ввёл в строй командирами кораблей 20 пилотов, пять из которых позднее удостоились почётного звания «Заслуженный пилот СССР». Также занимал должность командира лётного отряда в составе Минского объединённого авиационного отряда имени Ленинского Комсомола Белоруссии (сформирован в 1963 году на базе 104-го авиаотряда, созданного в 1954 году, и включал также 272-й и 353-й авиаотряды).
За особые заслуги в освоении современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу в гражданской авиации, в 1973 году В. С. Ползунов был удостоен почётного звания «Заслуженный пилот СССР».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1974 года за большие успехи, достигнутые в выполнении и перевыполнении плановых заданий 1973 года и принятых социалистических обязательств, Ползунову Василию Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1974 года — руководитель полётов, а с 1980 года и до выхода на заслуженный отдых — диспетчер службы движения минского аэропорта (с 1976 — Минск 1) в структуре БУГА.
Проживал в столице Белоруссии городе Минске. Умер в 1991 году.
Награждён орденом Ленина (16.01.1974), 2 орденами Красного Знамени (06.07.1943; 13.11.1943), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (01.02.1943; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (15.07.1971), Красной Звезды (07.08.1942), 2 орденами «Знак Почёта» (07.01.1953; 15.08.1966), медалями, в том числе «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (1944).
Заслуженный пилот СССР (09.02.1973).
На доме №8 по улице Короткевича в Минске, где с 1946 по 1948 год проживал Герой, в январе 2015 года открыта мемориальная доска, посвящённая В. С. Ползунову.
Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Минск – Город-Герой. Справочник. – Минск, 1976.
Публикации в местных СМИ
Труд, талант, доблесть. Ч. 2 - Минск, 1981