Клевцов Василий Ильич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 257
Орден Ленина № 1770
Клевцов Василий Ильич — заместитель командующего ВВС 13-й армии (Северо-Западный фронт), полковник.
Родился 12 (25) февраля 1909 года в уездном городе Рига Лифляндской губернии (ныне столица Латвии). Русский. В 1914 году после начала Первой мировой войны вместе с семьёй переехал на родину родителей — в деревню Бровкино (ныне Бабынинского района Калужской области), где в 1925 году окончил 7 классов школы в соседнем селе. С 1925 года жил в Москве. В 1927 году окончил школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Каучук» и до июня 1928 года работал машинистом шпрединг-машины прорезиненных тканей на этом заводе.
В армии с июня 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в июле 1930 года — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В июле 1930 – ноябре 1931 — младший и старший лётчик 15-й авиационной эскадрильи (в Белорусском военном округе; город Брянск).
В мае 1932 года окончил курсы инструкторов по вооружению при Оренбургской военной авиационной школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В мае 1932 – январе 1935 — старший лётчик и командир звена, а с января 1935 — командир неотдельного авиаотряда 34-й (с 1934 года – 7-й) легкобомбардировочной авиаэскадрильи (в Белорусском военном округе; город Орша ныне Витебской области, Беларусь; с июня 1934 года — в Забайкальском военном округе; станция Бада ныне Хилокского района Хабаровского края).
Участник войны с японцами в Китае: в октябре 1937 – июне 1938 — командир отряда и заместитель командира бомбардировочной авиаэскадрильи. Совершил 12 боевых вылетов на бомбардировщике СБ. Был награждён орденом Красного Знамени.
С июня 1938 — инспектор и старший инспектор Главной лётной инспекции Управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии.
Участник Советско-финляндской войны: в январе – марте 1940 — заместитель командующего ВВС 13-й армии. Участвовал в боях на востоке Карельского перешейка и прорыве линии Маннергейма. Осуществлял постоянное руководство лётной подготовкой в авиационных частях и подразделениях армии. Совершил более 10 боевых вылетов на бомбардировщике СБ, в том числе ночной вылет на разведку железной дороги на участке Кексгольм – Кивиниеми (ныне город Приозерск и посёлок Лосево Приозерского района Ленинградской области).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования
на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленную при этом доблесть и мужество полковнику Клевцову Василию Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания боевых действий до ноября 1940 года продолжал службу старшим инспектором Главной лётной инспекции Управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии.
С ноября 1940 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино), в июле 1941 года окончил 1 курс академии. В августе – сентябре 1941 года освоил истребитель МиГ-3.
Участник Великой Отечественной войны: с сентября 1941 — командир 60-й смешанной авиационной дивизии, в январе – мае 1942 — командующий ВВС 33-й армии. Воевал на Брянском (сентябрь – декабрь 1941) и Западном (декабрь 1941 – май 1942) фронтах. Участвовал в Орловско-Брянской операции, Московской битве и Ржевско-Вяземской операции.
С мая 1942 — заместитель командира, а в июле 1942 – феврале 1944 — командир 244-й бомбардировочной авиационной дивизии. Воевал на Брянском (июнь – август 1942), Воронежском (август – ноябрь 1942), Юго-Западном (февраль – октябрь 1943) и 3-м Украинском (октябрь 1943 – февраль 1944) фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской, Харьковской, Изюм-Барвенковской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской и Никопольско-Криворожской операциях.
В апреле 1944 – сентябре 1945 — начальник 1-й военной авиационной школы пилотов первоначального обучения (город Кропоткин Краснодарского края). В сентябре 1946 – июле 1956 — начальник отдела боевой подготовки — заместитель начальника штаба ВВС Западно-Сибирского военного округа (город Новосибирск).
С сентября 1956 года генерал-майор авиации В. И. Клевцов — в запасе. Жил в Новосибирске.
Умер 28 февраля 1998 года. Похоронен на Заельцовском кладбище города Новосибирск.
Награждён российским орденом Жукова (04.05.1995), советскими наградами — орденом Ленина (07.04.1940), 2 орденами Красного Знамени (01.04.1938; 20.06.1949), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.09.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (03.11.1944), медалями.
В Новосибирске на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Воинские звания:
старший лейтенант (02.1936)
капитан (02.1938)
полковник (16.07.1938, внеочередное)
комбриг (26.04.1940)
генерал-майор авиации (04.06.1940)
В Китае Василий Ильич Клевцов был заместителем командира бомбардировочной авиаэскадрильи капитана Ф.П. Полынина (во время советско-финляндской войны он командовал ВВС 13-й армии, а его заместителем вновь был В.И. Клевцов).
26 января 1938 года В.И. Клевцов участвовал в бомбардировке японского аэродрома в Нанкине. Замыкал колонну авиаэскадрильи. В ходе налёта бомбовым ударом были уничтожены взлётная полоса, аэродромные сооружения, запасы горючего и боеприпасов. На земле сгорело 48 самолётов противника. Один самолёт из группы В.И. Клевцова был сбит зенитным огнём противника, экипаж погиб.
8 февраля 1938 года возглавлял группу из 13 самолётов СБ, нанёсшую удар по станции Пампу Тяньцзинь-Пукоуской железной дороги, на которой скопилось много вражеских войск. Расстояние до цели составляло 450 километров. В результате бомбардировки было уничтожено три эшелона противника.
23 февраля 1938 года В.И. Клевцов участвовал в бомбардировке японской авиабазы на острове Тайвань. Возглавлял девятку бомбардировщиков в составе группы из 28 самолётов СБ. Расстояние до цели было около 1.000 километров. На обратном пути самолётов должны были сесть для дозаправки. В общей сложности на Тайвань было сброшено 280 авиабомб. Были уничтожены 40 самолётов, ангары и трёхгодичный запас горючего. Удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь. На обратном пути у самолёта В.И. Клевцова отказал левый мотор, но он сумел на одном двигателе довести самолёт до аэродрома дозаправки Фучжоу, преодолев при этом около 400 километров.
В марте 1938 года участвовал в бомбардировке переправы через реку Хуанхэ. Цель находилась в глубоком тылу противника на расстоянии более 1.000 километров. Были уничтожены железнодорожный и понтонный мосты, в результате чего сорвалось японское наступление на Северном фронте.
Биографию подготовил:
Великая Отечественная. Комдивы. Том 2. Москва, 2014.
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Звёзды доблести ратной. Новосибирск: Новосибирское кн. изд. 1986.
Личное дело
Полынин Ф.П. Боевые маршруты. - М.: Воениздат, 1981
Протасов В.Д. Бессмертны имена твоих сынов, Россия. Москва. МГОУ. 2004.
Рытов А.Г. Рыцари пятого океана. М.: Воениздат, 1970.
Учётно-послужная карта