Герой Социалистического Труда
Производство: Оборонная промышленность
Лычагин Николай Семёнович

Лычагин Николай Семёнович

14.07.1917 - 26.05.1996

Герой Социалистического Труда

Даты указов

15.09.1976

Медаль № 17878

Орден Ленина № 425023

Лычагин Николай Семёнович – генеральный директор Харьковского завода транспортного машиностроения имени В.А. Малышева Министерства оборонной промышленности СССР, Украинская ССР.

Родился 4 (17) июля 1917 года в селе Елань-Колено Новохопёрского уезда Воронежской губернии, ныне в Новохопёрском районе Воронежской области. Из семьи крестьянина. Русский.

Окончил среднюю школу в родном селе. В 1939 году окончил механический факультет Томского индустриального института (ныне Томский политехнический университет). В 1939 году работал инженером в тресте «Забнефтестрой» в Чите.

В декабре 1939 года призван в Красную Армию. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года. Воевал на Западном фронте до марта 1943 года, участвовал в битве за Москву. С лета 1943 года до конца войны сражался в составе 23-й танковой бригады на Центральном фронте (до ноября 1943), с мая 1944 по май 1945 - на 1-м Белорусском фронте. Участник Курской битвы, битвы за Днепр, Белорусской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операций. В 1943 году был техником по ремонту боевых машин роты технического обеспечения 23-й танковой бригады, с сентября 1943 года - помощником начальника технической части бригады по снабжению и ремонту. Проявлял отвагу и мужество при выполнении боевых задач: организовывал ремонт танков в полевых условиях (в том числе под бомбёжками и артобстрелом врага), в критические моменты с ремонтными летучками выезжал непосредственно на поле боя и там ремонтировал поврежденные танки, производил эвакуацию подбитых танков непосредственно из-под вражеского огня, при нехватке боеприпасов зачастую пробирался к обстреливаемым врагом подбитым танкам и снимал с них нужные детали.

Отважно вёл себя и перед лицом врага: когда в Висло-Одерской операции 18 января 1945 года на техническую роту бригады напала пробивавшаяся из окружения большая группа немцев, организовал оборону и принял бой силами ремонтников. В бою было истреблено до 150 немецких солдат и подбит 1 бронетранспортёр, сам Н. С. Лычагин из автомата уничтожил 16 солдат. На фронте старший техник-лейтенант Н. С. Лычагин был награждён двумя боевыми орденами.

Уволен в запас в 1946 году. Был направлен на работу в Харьков. Трудился на машиностроительном заводе №183 (в 1960-х годах переименован в Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, ХЗТМ): инженер-технолог, старший мастер, заместитель начальника отдела по производству, с октября 1954 - освобождённый секретарь партийного комитета завода, с мая 1958 года - директор завода, с декабря 1965 года - главный инженер завода, с сентября 1975 года исполнял обязанности генерального директора завода (утверждён в должности 30 декабря 1975 года).

Выдающийся специалист и организатор производства тепловозостроения, дизелестроения, танкостроения. Являлся одним из ближайших соратников главного конструктора А. А. Морозова в деле создания и серийного производства танков нового поколения Т-64, тяжёлых артиллерийских тягачей МТ-Т, вездехода для работу в условиях арктического климата «Харьковчанка», другой бронетехники и тягачей народно-хозяйственного назначения. Кроме того, принимал участие в производстве дизель-генераторов Д-70, магистральных тепловозов Е-10. Один из разработчиков технологии сварки броневых листов новыми видами сварочной проволоки, теории автоматической сварки напряжённых узлов. Провёл техническое переоснащение завода без срыва планов производства продукции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1976 года («закрытым») Лычагину Николаю Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1978 года - генеральный директор Производственного объединения «Завод имени Малышева» (с оставлением в должности генерального директора ХЗТМ, являвшегося головным предприятием объединения). В мае 1984 года вышел на пенсию.

Кандидат технических наук (1972). Автор серии научных работ закрытого характера.

Член ВКП(б)/КПСС в 1943-1991 годах. Депутат Верховного Совета Украинской ССР. Депутат Харьковского городского совета депутатов трудящихся. Член ЦК Компартии Украины (1960-1966, 1976-1986). Член Харьковского обкома и горкома Компартии Украины (1958-1985).

Жил в Харькове (Украина). Скончался 26 мая 1996 года. Похоронен в Харькове.

Награждён 2 орденами Ленина (26.04.1971, 15.09.1976), орденами Октябрьской Революции (30.03.1981), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (11.04.1945) степеней, Красной Звезды (4.08.1944), «Знак Почёта» (20.04.1956), медалями «За отвагу» (22.07.1943), «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», другими медалями.

Государственная премия Украинской ССР (1970). Заслуженный машиностроитель Украинской ССР.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Морозов А.А. Танки и люди. Дневник главного конструктора. Харьков, 2007.

Томск в судьбе героев: краткий биографический справочник ГСТ и ПКОТС. - Томск, 2013