Люлин Сергей Михайлович — штурман эскадрильи 124-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (4-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), гвардии капитан.

Родился 4 (17) сентября 1915 года в деревне Куличиха ныне Комсомольского района Ивановской области в семье крестьянина. Русский. После окончания начальной школы Сергей уехал в Иваново. Получил специальность в школе ФЗУ. Работал токарем машиностроительного завода «Ивтекмаш».

В Красной Армии с марта 1937 года. Окончил школу младших авиационных специалистов и служил стрелком-радистом в бомбардировочной авиации. Первый боевой опыт он получил в 1939 году, участвуя в освобождении Западной Украины. Затем была советско-финляндская война. К 1941 году молодой летчик имел уже около 60 боевых вылетов и медаль «За отвагу». В 1941 году, накануне войны, Люлин окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей и был направлен штурманом в бомбардировочный полк.

Великую Отечественную войну штурман бомбардировщика СБ Люлин встретил на Юго-Западном фронте. Затем переучился на пикирующий бомбардировщик Пе-2, воевал на Западном, Донском, Северо-Кавказском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийским фронтах. Член ВКП(б) с 1943 года. Летом 1944 года был представлен на должность штурмана полка.

К сентябрю 1944 года гвардии капитан Люлин совершил 110 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника. Сбил 3 и в составе группы 7 самолётов врага.

14 сентября 1944 года при бомбардировке вражеского аэродрома Рига-Центральный, еше на подходе к цели штурман Люлин и стрелок Мамченков отбили несколько атак немецких истребителей, один сбили метким огнем. При выходе на боевой курс самолёт был подбит и загорелся, Люлин был убит осколком снаряда. Однако пилот, командир полка полковник Николаев, продолжал идти на цель, пока не сбросил бомбы. Самолет терял управление и пилот направил горящую машину на железнодорожный переезд у населенного пункта Марупе, середину колонны фашистской техники.

Похоронен в братской могиле в посёлке Тирайне края Марупес Рижского района Латвии*.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Люлину Сергею Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Красной Звезды, медалями.

В родной деревне установлен обелиск, имя Героя носят улицы в городах Комсомольск Ивановской области и в городе Иваново. Его имя увековечено на мемориале в городе Комсомольске Ивановской области. В городе Иваново его имя увековечено на мемориальной доске выпускникам аэроклуба и на мемориале героям-ивановцам у вечного огня. В море ходил рыболовный морозильный траулер «Сергей Люлин», разделан в 1998 году.


*по данным донесения, уточняющего потери, донесения, уточняющего потери и учетной карточки воинского захоронения.


Из боевой характеристики Люлина Сергея Михайловича.

"18 октября 1941 г. Люлин ведущим звена из трех самолетов Пе-2 с высоты 200 метров бомбардировал скопление танков и автомашин на северной окраине Рузы. Выполнению задания мешали низкая облачность, сильное противодействие огня зенитной артиллерии. Несмотря на это, пренебрегая опасностью, Люлин сделал три захода на цель, точно сбрасывая каждую бомбу на скопление врага. Кроме того, штурмовал огнем из пулеметов живую силу и автотранспорт. В результате меткого удара повреждено восемь фашистских танков, взорваны три цистерны с горючим, рассеяно и частью уничтожено до взвода живой силы. При выполнении этого задания при первом заходе на цель зенитным снарядом у самолета Люлина была разбита правая плоскость и вырвана приборная доска летчика... Преодолевая трудности управления самолетом и детальной ориентировки, Люлин привел звено на свой аэродром".

"28 августа 1943 года. Ведущим группы из девяти Пе-2 с пикирования, одним заходом, бомбардировал живую силу и артиллерийско-минометные батареи противника в районе Гнездилово. Метким ударом выведено из строя 5 батарей. В воздушном бою сбит вражеский самолет Ме-109"

. "24 июня 1944 года. Люлин дважды водил полковую колонну на бомбардирование опорных пунктов врага Жавыки, Бавичи, Стулаки, Бреховцы. Заданные цели поражены исключительно точно. Наземные части, воодушевленные отличной работой летчиков, смяли врага и продвинулись вперед. Летчикам объявлена благодарность командования наземных войск".

О летном мастерстве, отваге и находчивости вспоминают однополчане:

- В полку все знали случай, происшедший с Люлиным в боях под Ленинградом, - рассказывает его друг Курочкин.- Однажды он с командиром эскадрильи вылетел на разведку в глубокий тыл противника. При возвращении их самолет на высоте семи тысяч метров атаковали два "мессера". Люлин и стрелок-радист подбили одного стервятника. Второй же продолжал наседать. От его огня загорелся левый мотор бомбардировщика. Отражая атаки, Люлин и стрелок-радист израсходовали все боеприпасы. Гитлеровский летчик, догадавшись об этом, обнаглел. Он подлетел так близко, что можно было разглядеть его лицо. Быстрый в решениях, Люлин выхватил сигнальную ракетницу и выстрелил из нее в упор. Гитлеровец, оторопев, круто отвалил в сторону. А за этот момент комэска и Люлин, пользуясь большой .высотой, сумели сбить пламя с мотора и уйти от преследования.

В. Касаткин. Курсом мужественных.
Из книги "Подвиг" Ярославль, 1968, стр. 236-239

Дополнительный материал и фотогафия предоставлены музеем
боевой славы профессионального училища №2 города Иванова.

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980

Подводная археология   Т