Кулинчик Викентий Васильевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14771
Орден Ленина № 336269
Кулинчик Викентий Васильевич — токарь-расточник Белорусского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, город Жодино Минской области Белорусской ССР.
Родился 12 апреля 1928 года в деревне Великая Плиса, центре Плисского сельсовета Смолевичского района Минского округа Белорусской ССР, ныне деревня Плиса, центр Плисского сельсовета Смолевичского района Минской области Белоруссии. Из многодетной семьи железнодорожного рабочего. Белорус.
Детство провёл в посёлке при станции Пролетарская Победа соседнего Борисовского района, получил неполное среднее образование в местной школе.
В годы Великой Отечественной войны подростком пережил немецко-фашистскую оккупацию (1941—1944). Принимал участие в подпольно-партизанской борьбе с оккупантами. Передавал народным мстителям сведения об издевательствах врага над мирным населением, сопровождал партизан-подрывников к железной дороге. Самостоятельную трудовую деятельность начал вскоре после освобождения Белоруссии летом 1944 года. Вместе с матерью пришёл работать на железную дорогу. Там трудился отец, Василий Николаевич, потомственный рабочий, который хотел, чтобы его старший сын связал свою судьбу с железной дорогой, стал инженером-железнодорожником.
Через два года юноша поступил учеником токаря на торфопредприятие «Чирвоный Стяг» («Красное Знамя») Министерства местной топливной промышленности БССР в посёлке Черницкий Плисского сельсовета Смолевичского района (ныне — одноимённое ОАО по выпуску оборудования для торфодобывающей промышленности). Получив специальность токаря, он работал также каменщиком, плотником и грузчиком на восстановлении предприятия, разрушенного в войну. В начале 1948 года семья Кулинчиков переехала на жительство в посёлок при железнодорожной станции Жодино на территории Смолевичского района, где планировалось строительство завода торфяного машиностроения «Торфмаш» в структуре Минместтоппрома БССР. Викентий стал работать на строительстве первых жилых домов будущего заводского посёлка грузчиком, маляром, штукатуром, а в свободное время помогал возводить заводские корпуса. В мае 1950 года была выпущена первая продукция завода: контейнеры для перевозки торфа, ворошилки для его сушки и прочее оборудование для торфяной промышленности.
Молодой рабочий Кулинчик старался изо всех сил. И не потому, что хотел выделиться среди других, а просто не мог он работать иначе. Кирками строители долбили мёрзлую землю, ударными темпами закладывали фундамент будущего гиганта белорусской промышленности и так же по-стахановски, но добросовестно укладывали кирпичи, возводя заводские корпуса. Строительство ещё продолжалось, а завод уже начал действовать. Комсомолец Кулинчик стал работать на нём по приобретённой специальности токарем, но продолжал нести трудовую вахту по скорейшему вводу «Торфмаша» в строй. Отработав смену, с товарищами рыл котлованы, монтировал ленту конвейера. К любой работе относился ответственно. Когда стали завозить первые станки, сам смонтировал токарный станок и начал точить детали.
В марте 1951 года завод был перепрофилирован на производство иной машиностроительной продукции и стал называться Жодинским заводом дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», последовательно входил в ряд разных ведомств — Министерства местной промышленности БССР, с октября 1951 года — Главного управления по производству дорожных машин Министерства дорожного и строительного машиностроения СССР, с 1953 года — Главного управления по производству экскаваторов и дорожных машин Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, с 1954 года — вновь Главного управления по производству дорожных машин Министерства дорожного и строительного машиностроения СССР, с 1957 года — Управления машиностроения и станкостроения Совнархоза (СНХ) БССР. На «Дормаше» выпускали снегоочистители, поливомоечные и шнекороторные машины, кусторезы и другую технику. За десять лет работы на заводе В. В. Кулинчик зарекомендовал себя высококвалифицированным рабочим, в совершенстве овладел профессией токаря-расточника. Он систематически перевыполнял сменные задания на расточке деталей при отличном качестве работы.
В 1958 году предприятие было вновь перепрофилировано и вошло в подчинение дирекции Минского автомобильного завода как Белорусский завод по выпуску сверхтяжёлых самосвалов «БелАЗ». С января 1959 года входило вновь в структуру Управления машиностроения и станкостроения, а с 1962 года — Управления автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СНХ БССР, с 1965 года — Главного управления по производству грузовых автомобилей Министерства автомобильной промышленности СССР. С 1975 года — в составе Белорусского объединения по производству большегрузных автомобилей имени 60-летия Великого Октября (присвоено в октябре 1977 года; БелавтоМАЗ) Минавтопрома (с 1988 года — Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения) СССР.
Первым самосвалом, сошедшим с конвейера БелАЗа к 7 ноября 1958 года, стал МАЗ-525, разработанный конструкторами Минского автозавода. Естественно, что большинство заложенных в нём технических решений были аналогичными тем, которые применялись на грузовых автомобилях, предназначенных для движения по дорогам общего пользования. Однако уже в 1960 году на самом БелАЗе создали свою конструкторскую службу. Конструкторам и инженерам предстояло решить сложную проблему: ещё недавно считавшийся образцом новой техники МАЗ-525 всё явственнее переставал соответствовать возраставшим требованиям эксплуатационников. Мощным горнорудным и угольным карьерам, крупным гидротехническим стройкам, предприятиям строительной индустрии нужны были более высокопроизводительные самосвалы, максимально приспособленные прежде всего к условиям работы в карьере.
Как и многие рабочие, Викентий Васильевич сначала ездил в Минск, где учились собирать самосвалы. Он осваивал изготовление деталей к новым машинам. С переходом завода на выпуск грузовиков ему, как опытному токарю, сразу стали поручать самые сложные работы по обработке деталей, обучение молодых рабочих. По производственной необходимости работал на самых ответственных участках предприятия и при этом получил право на самоконтроль.
Совершенствовать существующую модель самосвала или создавать совершенно новую машину — таковы были пути дальнейшего развития БелАЗа. Творческий коллектив завода выбрал второй вариант. Менее чем за один год конструкторы разработали принципиально новый автомобиль-самосвал грузоподъёмностью 27 тонн БелАЗ-540, опытный образец которого сошёл с конвейера в сентябре 1961 года. В конструкцию этой машины было заложено много новых технических решений, обеспечивших впоследствии высокоэффективную работу большегрузных самосвалов в карьерах.
Работая в цехе гидроагрегатов, коммунист (член партии с 1960 года) Кулинчик постоянно повышал своё мастерство. Он сначала обслуживал простой токарный станок. Но завод развивался, совершенствовались производственные технологии, более сложным становилось рабочее оборудование. И, когда был получен первый координатно-расточный станок, работать на нём доверили именно Кулинчику. Это был самый современный станок, со сложной электросхемой, со множеством механизмов. Без отрыва от производства Викентий Васильевич окончил специальные курсы технического обучения. Нелегко было освоить новый станок и новые операции при обточке. Дело усложнялось тем, что теперь он обрабатывал детали новой модели автосамосвала БелАЗ-540, заменившей МАЗ-525 и принципиально отличавшейся от него рядом технико-экономических показателей и конструкторскими решениями. Но, будучи мастером своего дела, передовой токарь справился с этой нелёгкой задачей, понимая, что должен следовать требованиям времени, не отставать от ускоряющейся поступи научно-технического прогресса. Вскоре он уже хорошо разбирался в разнообразных схемах и узлах.
Качественно вытачивал корпуса насосов для гидравлической трансмиссии. При выпуске первой промышленной партии БелАЗов-540, когда ещё отсутствовала технология изготовления, выполнял самые сложные работы не только как токарь, но и как слесарь-сборщик. Проявлял в работе изобретательность, смекалку и находчивость, в значительной мере облегчал труд заводских инженеров и конструкторов. Новаторские и рационализаторские предложения В. В. Кулинчика легли в основу технологии изготовления многих деталей. Так, однажды сборщики предъявили претензии по поводу того, что насосы после испытаний текут. Получив направление в сборочный цех, Викентий Васильевич выяснил следующее: несмотря на контрольные замеры, при изготовлении насосных корпусов оставались едва заметные зазоры. Отсюда и проблемы при испытании трансмиссий. Передовой рабочий предложил замерять зазоры индикаторным глубомером, и проблема была успешно решена.
В дальнейшем ему поручалось изготовление деталей и узлов ещё более сложных машин грузоподъёмностью 40 и более тонн. Успешно выполнял плановые задания пятилеток, показывал образцы высокопроизводительного труда, постоянно работал над совершенствованием профессионального мастерства и повышением образовательного уровня рабочего, на высоком уровне освоил ряд смежных специальностей: шлифовщика, фрезеровщика, слесаря-сборщика, наладчика. С 1965 года работал наладчиком алмазно-расточных и координатных станков в цехе гидроагрегатов, а с 1971 года — бригадиром слесарей-сборщиков в механосборочном цехе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана, активное участие в создании конструкций и организации массового производства новых машин, достижение высоких производственных показателей Кулинчику Викентию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В последующие годы принимал действенное участие в выпуске опытных образцов и серийном производстве новых моделей большегрузной техники. В 1965 году без остановки производства жодинский завод осуществил переход на серийный выпуск 27-тонного самосвала БелАЗ-540, который стал родоначальником целого семейства большегрузных самосвалов, а с 1967 года освоил выпуск 40-тонного самосвала БелАЗ-548А, спроектированного с учётом максимально возможной унификации основных узлов и деталей двух машин. Творческий труд коллектива завода получил высокую оценку. За успешную работу по созданию конструкций и организацию массового производства новых машин в 1966 году Белорусский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Оригинальность и конструктивное совершенство этих самосвалов признавались не только во всём Советском Союзе, но и за рубежом.
В. В. Кулинчику доверяли чрезвычайно сложные операции по обработке деталей 75-тонного автосамосвала, а также гораздо большей грузоподъёмности: 180, 200 и более тонн. При этом Викентий Васильевич неизменно добивался высоких производственных показателей на сборочных работах, всегда был в первых рядах производственников цеха и завода, не раз выходил победителем социалистического соревнования, признавался ударником двух пятилеток. Его портрет четыре раза помещался на заводскую доску Почёта. Несмотря на возраст, считал своим прямым долгом участвовать в разработке новой техники, развитити заводских мощностей. С 1978 года и до выхода на заслуженный отдых в 1992 году работал наладчиком в механосборочном цехе №2 Белорусского автомобильного завода (ныне — ОАО «БелАЗ»-управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг»).
Активно участвовал в наставничестве, за время работы на заводе обучил шлифовальному, токарному и слесарному делу более 30 молодых рабочих. Неоднократно поощрялся администрацией цеха и завода. Принимал участие в работе Выставки достижений народного хозяйства СССР, был награждён бронзовой медалью Главного выставочного комитета. Одной из замечательных черт характера В. В. Кулинчика было постоянное беспокойство о трудовых делах товарищей. Викентий Васильевич всегда готов был прийти им на помощь. Он неизменно находился в творческом поиске, этому учил и своих учеников, которым уделял много внимания, прививал им чувство любви к своей профессии, своему предприятию, воспитывал гордость за машины с маркой «БелАЗ». Некоторые из них в последующем окончили политехникумы, институты, стали дипломированными инженерами.
На БелАзе сложилась целая трудовая династия Кулинчиков. Здесь работали старший брат Героя Феофил Васильевич (столяром), младшие братья Анатолий (наладчиком), Василий и сын Анатолий (токарями-расточниками), сёстры Валентина (маляром), Елена (работником технической службы), Наталья, а также жена Вера Михайловна и дочь Любовь (распредами).
Избирался членом Смолевичского райкома Компартии Белоруссии, депутатом Жодинского городского Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов), членом Белорусского республиканского комитета профсоюза работников машиностроения. Делегат XXVII съезда КПСС (1986), XIV съезда профсоюзов СССР (1968).
Проживал в городе областного подчинения (в 1958—1963 годах — городской посёлок) Жодино на территории Смолевичского района Минской области. Находясь на заслуженном отдыхе, проводил активную работу по патриотическому воспитанию детей и молодёжи. Был частым гостем в школах города, интересным собеседником. Рассказывал школьникам об истории родного завода и прививал им гордость за высокое звание рабочего, за честь заводской марки, любовь к труду. Ушёл из жизни 5 мая 2005 года.
Награждён орденом Ленина (22.08.1966), медалями, в том числе бронзовой медалью ВДНХ СССР. Отмечен Почётной грамотой Верховного Совета БССР (02.10.1964).
Почётный гражданин города Жодино Минской области (1972), ветеран труда БелАЗа. Имя Героя было внесено в Книгу почёта завода, увековечено на заводской Аллее Трудовой Славы.
Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 6. Мінск, 1972.
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Белорусский автомобильный. 1948–1998. – Мн. : Тэхналогія, 1998.
Памяць: гіст.-дакум. хроніка Смалявіцкага раёна і г. Жодзіна. – Мн.: БЕЛТА, 2000.
Публикации в местных СМИ
Труд, талант, доблесть. Ч. 2 - Минск, 1981