Рамченко Геннадий Евгеньевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10794
Орден Ленина № 332039
Рамченко Геннадий Евгеньевич — машинист экскаватора Мазоловского строительно-монтажного управления Витебского областного треста по производству мелиоративных работ Министерства мелиорации и водного хозяйства Белорусской ССР, Витебский район Витебской области.
Родился 28 августа 1937 года в деревне Королёво Боровлянского сельсовета Витебского района Белорусской ССР, ныне в составе Мазоловского сельсовета Витебского района Витебской области Белоруссии. Из семьи крестьян. Белорус.
В годы Великой Отечественной войны малолетним ребёнком пережил немецко-фашистскую оккупацию (1941—1944). Вместе с семьёй Геннадий, как и многие его ровесники, пережил многочисленные невзгоды и лишения военного времени. Маленькому мальчику довелось испытать ужасы неслыханного кровавого террора, видеть издевательства и насилие оккупантов, не щадивших ни стариков, ни женщин, ни грудных детей. Так, в апреле 1943 года каратели схватили жителей ряда деревень Боровлянского сельсовета, в том числе и Королёво, согнали всех в деревню Барково соседнего Городокского района. 50 человек было расстреляно, а остальные были отправлены в концентрационный лагерь «Пятый полк» на окраине Витебска. Шестилетнему Геннадию удалось выжить в то невыносимо тяжёлое время войны, когда части Красной Армии стояли на ближних подступах к Витебску. После освобождения района и области летом 1944 года вместе с семьёй мальчик вернулся в родную деревню.
В 1951 году он окончил семь классов Мазоловской средней школы. Рано приобщился к нелёгкому крестьянскому труду и начал трудовую деятельность. Окончил Полоцкое училище механизации сельского хозяйства №3 (ныне Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства) и с 1955 года работал трактористом в Мазоловской машинно-тракторной станции (МТС). Здесь за короткий срок он в совершенстве освоил профеесиию механизатора, которую полюбил всей душой. В труде проявил такие примечательные черты рабочего человека, как старательность и твёрдость характера в преодолении трудностей. В декабре 1956 года Мазоловская МТС была преобразована в одноимённую машинно-мелиоративную станцию (ММС), которая вошла в структуру Министерства мелиорации БССР (с мая 1957 года — Главного управления мелиорации и водного хозяйства Министерства сельского хозяйства БССР). В 1956—1959 годах комсомолец Рамченко проходил срочную службу в рядах Советской Армии.
Особенно самоотверженность молодого рабочего проявилась после увольнения в запас, когда Геннадий Евгеньевич вернулся на родину и стал трудиться водителем автомобиля в Мазоловской ММС, а с 1960 года – в Витебской ремонтно-технической и мелиоративной станции (РТМС) Витебского областного треста по производству мелиоративных работ (образован в мае 1959 года) в структуре Главного управления мелиорации, ремонтно-технических и мелиоративных станций Минсельхоза БССР. В связи с реорганизацией Витебской РТМС в 1961 году переведён на работу в Мазоловское строительно-монтажное управление (с 1975 года — Мазоловская передвижная механизированная колонна №29; позднее — унитарное предприятие «Мазоловское предприятие мелиоративных систем») того же треста (с 1973 года — Витебский трест по производству гидромелиоративных, культуртехнических и водохозяйственных работ «Витебскводстрой»; ныне — коммунальное унитарное предприятие по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Витебскмелиоводхоз») в структуре Главного управления мелиорации и водного хозяйства при Совете Министров БССР (с 1965 года — Министерства мелиорации и водного хозяйства БССР).
Быстро и увлечённо стал осваивать новую специальность машиниста экскаватора без отрыва от производства. Тогда молодому, но трудолюбивому механизатору предложили самый трудный участок производства — осушение заболоченных и переувлажнённых земель. Только две недели он проработал в экипаже Григория Иванова, который отказался работать в мелиорации и ушёл на более лёгкую работу. Но комсомольцу Рамченко было не привыкать к суровым условиям работы и быта покорителей болот. А их работа — точная, почти ювелирная, требующая исключительной внимательности: ведь от любого, самого незначительного, огреха ухудшается пропускная способность дренажной сети.
Как раз в это время погиб его брат, экскаваторщик-мелиоратор Николай Рамченко, сражённый ударом молнии прямо на рабочем месте. Геннадий решил во что бы ни стало овладеть профессией брата. Он был уверен, что машина, от которой убежал Иванов, может покорять болота придвинского края. Ведь экскаватор не проработал и половины положенного срока, а сбоили его агрегаты из-за недобросовестного ухода. Заручившись поддержкой директора станции, который выделил надёжного помощника и снабдил запасными частями, неугомонный рабочий взялся за ремонт вверенного ему многоковшового экскаватора ЭТН-142. При помощи в основном гаечного ключа разобрал огромную машину, очистил узлы и детали от ржавчины и грязи, заменил некоторые износившиеся детали, а затем как следует смазал агрегаты. Закончив сборку и сев за рычаги, молодой машинист экскаватора быстро возместил десятидневный простой. Весь сезон ЭТН-142 проработал чётко и без сбоев, как хорошо заведённый часовой механизм.
Когда подвели итоги 1960 года, оказалось, что Г. Е. Рамченко за неполный сезон значительно перевыполнил годовое задание. Это был уже своеобразный подвиг молодого механизатора: работа на «болоте» связана с определёнными лишениями, с ущемлением личных благ. Кое-кто из коллег склонен был видеть в его трудовой победе счастливую случайность, но на следующий год старший машинист экскаватора Рамченко подтвердил успехи. Руководимая им бригада уложила более 60 километров дренажа при норме 42. Если кто-то из экскаваторщиков, объясняя отставание, ссылался на объективные причины, в пример ему ставили Геннадия Рамченко, которому присвоили почётное звание ударника коммунистического труда. Чаще всего напоминали об этом более опытному мелиоратору Константину Точилину, который обратил внимание руководства на то, что его машина капризная, больше простаивает, чем работает, и на то, что обновили по существу только экскаватор, доверенный Рамченко. Тогда передовой рабочий выступил инициатором обмена техникой и перешёл с экипажем на ЭТН Точилина.
Своими силами проведя ремонт машины, рамченковцы не только повторили прежние успехи, но и добились более высоких производственных показателей, отвоёвывая у болота землю, чтобы заставить её в полную силу служить людям. В 1963 году экипаж Рамченко выполнил сразу два годовых задания на мелиорации земель. За сезон мелиораторы экскаватором, который так ругал Точилин, проложили 80 километров закрытого дренажа вместо 42. А в 1964 году выработку на экскавации они довели до 100 километров. Казалось, что был достигнут потолок производительности изрядно поработавшей на своём веку машины. Но через год передовой экипаж выполнил за сезон более трёх годовых норм.
Геннадий Евгеньевич неустанно совершенствовал своё мастерство мелиоратора, из года в год показывал высокий класс работы, образцово готовил технику к каждому рабочему сезону. В 1963 году его, как лучшего производственника, коммунисты СМУ принимают в члены КПСС. Три года подряд он выполнял по 3—3,5 годовых плана. Работая на осушении земель в колхозе имени Димитрова в Лиозненском районе, к 15 июня 1966 года завершил выполнение задания первого года новой, восьмой пятилетки (1966—1970). В целом за шесть лет прошёл на своём экскаваторе по заболоченным и переувлажнённым землям 700 километров и осушил 1750 гектаров болот и минеральных земель.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1966 года за успехи, достигнутые в увеличении производства и заготовок ржи, пшеницы, гречихи и других зерновых и кормовых культур, Рамченко Геннадию Евгеньевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В тот же день младший брат Владимир Евгеньевич Рамченко был награждён орденом «Знак Почёта».
С первого года работы машинистом экскаватора Г. Е. Рамченко зарекомендовал себя как передовой мелиоратор. Геннадий Евгеньевич ежегодно добивался высокой выработки и успешно выполнял личные обязательства по выполнению плановых заданий пятилеток. Также он занимался наставничеством, среди его учеников — родные братья Валентин и Владимир, которые также стали передовиками производства. За высокие производственные показатели в социалистическом соревновании по выполнению плана мелиоративного строительства при высоком качестве, своевременный ввод в эксплуатацию осушённых земель и хорошее содержание осушительных систем был отмечен Почётной грамотой Витебского обкома Компартии Белоруссии и исполкома Витебского областного Совета депутатов трудящихся.
Досконально изучив сложную технику, ударный экипаж под руководством молодого мелиоратора систематически перекрывал технические нормы эксплуатации. Для него стало нормой образцово готовить экскаватор в зимний период, использовать его на протяжении всего светового дня в рабочий сезон и проходить ежедневно до 600 метров, что было значительно больше нормативного задания. В том же 1966 году коммунист Рамченко установил всесоюзный рекорд производительности многоковшового трубоукладчика, проложив за сезон почти 160 километров закрытого дренажа. К этому времени он уже по праву считался одним из лучших экскаваторщиков не только в области, но и в республике. При этом он не считал, что достиг в своём деле потолка и продолжал совершенствовать мастерство и повышать образовательный уровень. В его распоряжение поступил многоковшовый экскаватор новой марки «ЭТЦ-202», на котором он продолжил показывать образцы самоотверженного, высокопроизводительного труда.
Для старшего машиниста Геннадия Рамченко и его помощника Владимира Никитина восьмая пятилетка стала настоящей ударной трудовой вахтой. Производственным заданием предусматривалось прокопать траншею и уложить в неё гончарных трубок общей протяженностью 312 километров. Фактическая выработка за пятилетие составила 518 километров дренажной сети. Это означало, что больше 1150 гектаров заболоченных и переувлажнённых земель превратились в щедрые нивы. Например, в совхозе (с 1975 года — экспериментальная база) имени М. Ф. Шмырёва Витебского района каждый гектар дал почти 200 пудов хлеба. А в колхозе имени А. Ф. Данукалова с гектара посевов взяли до 270 центнеров отборного зерна.
В период девятой пятилетки (1971—1975) коллектив во главе с Г. Е. Рамченко выполнил задания двух пятилетних планов. За активное участие в подготовке и проведении республиканского семинара по сельскому хозяйству в Витебской области в 1973 году Геннадий Евгеньевич отмечен Почётной грамотой Витебского обкома Компартии Белоруссии и исполкома Витебского областного Совета депутатов трудящихся. В августе 1975 года на землях экспериментальной базы имени М. Ф. Шмырёва был пройден последний километр трассы, ставший мерилом трудовой доблести передового коллектива. Рапортуя областному руководству о новой трудовой победе, мелиораторы обязались выполнить ещё одно годовое задание — в честь XXV съезда КПСС. Слово своё они сдержали с честью. В завершающем году пятилетки выполнили 2,9 годового плана, а за пять лет — 12,5 годовой нормы. На протяжении 1976 года экипаж во главе с Г. Е. Рамченко обязался выполнить две годовые нормы, а задание десятой пятилетки — за два с половиной года. Но новым свершениям не суждено было сбыться: военное детство и напряжённая работа сказались на резко ухудшавшемся здоровье Геннадия Евгеньевича.
В 1971 году он поступил учиться на заочное отделение Городокского техникума механизации сельского хозяйства (с 1974 года — Городокский совхоз-техникум; ныне — Городокский государственный аграрно-технический колледж), который успешно окончил пять лет спустя. Именно тогда грудь передовика украсила ещё одна награда — орден Трудовой Славы 3-й степени. Всего за 16 лет работы экскаваторщиком он проложил 1600 километров закрытого дренажа. Такого показателя никто из мелиораторов страны ещё не добивался.
В 1977 году передового механизатора ждало трудное испытание: тяжёлая болезнь, заключение врачей — нужно менять профессию. Пройдя лечение и реабилитацию, Геннадий Евгеньевич с 1978 года продолжил работать инженером-механиком в ремонтно-строительном отделе Западно-Двинского (с 1981 года — Витебского) межрайонного управления осушительных и оросительных систем в составе Витебского областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства Минмелиоводхоза БССР, ныне — УП «Витебское ПМС» в составе КУП «Витебскмелиоводхоз». Переехал на постоянное место жительства в областной и районный центр город Витебск. В дальнейшем трудился там же автомехаником, инженером-диспетчером. С 1986 года — водитель автомобиля в военторге №121 (упразднён в 1997 году) управления торговли Белорусского военного округа Главного управления торговли Министерства обороны СССР (в 1992 году переподчинено Министерству обороны Республики Беларусь).
Избирался членом Витебского райкома и членом бюро Витебского обкома Компартии Белоруссии. Делегат XVIII съезда КП Белорусси (1976). Выйдя через 11 лет на пенсию, ещё долгое время принимал активное участие в работе областного объединения профсоюзов и городской ветеранской организации. Член Совета профсоюзов Витебской области, член совета ветеранов войны и труда Первомайского района города Витебск. За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие отрасли агропромышленного комплекса и в связи с 70-летием освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 110-летием профсоюзного движения Белоруссии и Праздником труда 1 Мая удостоен Благодарности Витебского обкома профсоюза работников агропромышленного комплекса и отмечен денежной премией в размере одного миллиона рублей.
Награждён орденами Ленина (23.06.1966), Трудовой Славы 3-й степени (22.04.1975), медалями. Отмечен Грамотой Верховного Совета БССР, двумя Почётными грамотами Витебского обкома КП Белоруссии и Витебского облисполкома (1966, 1974), почётными грамотами Витебского райкома КП Белоруссии и Витебского райисполкома. Почётный гражданин Витебского района (2024).
Передовым экскаваторщикам братьям Владимиру, Валентину и Геннадию Рамченко, которые в 1966 году заняли три первые места в социалистическом соревновании мелиораторов области, поэт Петро Борейко посвятил стихотворение «Счастливый мост».
В административном здании УП «Мазоловское ПМС» установлен и оформлен стенд, посвящённый Г. Е. Рамченко.
Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).
Поединок (автор Г. Рамченко, экскаваторщик Мазоловского СМУ; перевод с белорусского языка)
Наша витебская целина, или, как говорят местные жители, «дрыгва». Долгое время она была неприветливой и даже недоступной. Сейчас судьба заболоченной земли в наших руках. Вот и я иду по ней, ступая с кочки на кочку. Внимательно всматриваюсь вокруг себя, чтобы потом, когда доведётся идти по этому следу на экскаваторе, шагать быстрей прошлогоднего. А тогда я прошёл сто двадцать один километр вместо определённых сорока двух. Это был настоящий поединок с природой. И не случайно нас, мелиораторов, называют первопроходцами.
Недоступные земли становятся дорогим сокровищем, урожайной нивой хлеборобов только после того, как мы их обработаем.
Почётная наша профессия, сложная и тяжёлая. Подумайте — местом уютного жилья часто является тесный передвижной домик на болоте.
Сражаемся с природой упрямо и настойчиво. Я, например, работаю на многоковшовом экскаваторе «ЭТН-142». Это мощная машина.
Самыми первыми по участку идут одноковшовые экскаваторы марки «Э-352». Они роют открытые каналы. Бульдозеры без промедления разравнивают сброшенный грунт, а корчеватели удаляют кустарник по обе стороны канала. И уже от последних прокладываем закрытую водосточную сеть — дренажный коллектор. Под землёй, на глубине больше метра, разветвляется своеобразная артерия. Это дело моих рук. С помощью многоковшового экскаватора я копаю траншею и одновременно укладываю гончарные трубки. От моей находчивости в прямой зависимости качество работы подземного сооружения. Действительно, каждая артерия должна быть ровной как струна и иметь необходимый наклон в сторону канала.
…Машина идёт по заданному маршруту. Её уклономер скользит по натянутому тросу. Возьмут ковши-горсти хоть на сантиметр глубже или мельче, в кабине сразу же вспыхивают соответствующие сигнальные лампочки. В таком случае надо реагировать в одно мгновение, иначе, как у нас говорят, не будет просматриваться дрена и, значит, ухудшится её пропускная способность.
Я вспоминал о пройденных километрах. Так, выполнен большой объём работ. Да иначе и быть не может, потому что я — коммунист, ударник коммунистического труда. Вот и тружусь с утроенной энергией на благо общества.
Достигнутые темпы — не предел. Поэтому интересуюсь самыми новыми достижениями в мелиорации. А кто ищет, тот и находит. В этом году намереваюсь повысить темп на сооружении осушительных сетей за счёт укоренения фасонных трубок. Сущность нового?
До этого дрены с коллектором соединяли примитивно. Докапывались в соответствующем месте до коллектора. В одной из трубок выбивали отверстие. Её делали и в трубке дрены. Потом накладывали трубки одна на другую. На это уходило много времени, да и качество было, как говорят, кустарным. Последнее время специальные заводы стали выпускать фасонные трубки. Их буду класть на определённом расстоянии друг от друга непосредственно во время закладки коллектора. Чтобы потом не искать их, надо в соответствующих местах ставить вешки.
Я вышел на исходный рубеж. В чреве земли глухо булькает вода. Окрест же, насколько видно глазам, кочки. Но пройдёт немного времени, и на их месте будет хлебное море. Так, море, потому как не я один в поединке с природой, в борьбе за выполнение решений майского пленума ЦК КПСС.
На таких же экскаваторах работают мои братья Владимир и Валентин и другие механизаторы. Правда, Валентин в этом году впервые сел за рычаги управления мощной машины. Владимир же имеет хороший опыт. В прошлому году он дал две производственные нормы, я же — почти три. В этом году намереваюсь также потрудиться старательно. Разгон взят. И самое главное — нас радует внимание к работе мелиораторов, общее стремление сделать урожайным каждый гектар земли.
Биографию подготовил:
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 9. Мiнск, 1973.
Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.
Герои Социалистического Труда: Витебская область/ Ред. А.Ф.Позняк и др. – Витебск, 1967.
Знаменосцы трудовой славы. Минск, 1984.
Кто есть Кто в Республике Беларусь: Люди дела: Энциклопедия. – Мн.: Энциклопедикс, 1999.
Памяць: Віцебскі раён: гіст.-дакум. хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі. – Мн.: Маст. літ., 2004
Памяць: гіст.-дакум. хроніка Віцебска: У 2-х кн. Кн. 2-я. – Мн, 2003.
Публикации в местных СМИ
Слава и гордость земли Витебской. – Витебск: Витебская областная типография, 2009.