Демидов Герман Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9695
Орден Ленина № 327232
Демидов Герман Александрович — машинист локомотивного депо Петропавловск Омской железной дороги, Северо-Казахстанская область Казахской ССР.
Родился 28 мая 1927 года в селе Шубинка Рубцовского округа Сибирского края, ныне Егорьевского района Алтайского края, в семье учителя, директора железнодорожной школы. Русский.
С началом Великой Отечественной войны ушли на фронт отец и старший брат. Вместо восьмого класса Герману пришлось идти в леспромхоз — заготавливать дрова, пасти лошадей. В 1943 году стал учеником монтёра блокировки на станции Чап Омской железной дороги (Новосибирской области). С 1945 года трудился монтёром на станции Макушино (Курганская область).
В октябре 1948 года года перевёлся в локомотивном депо станции Петропавловск Омской железной дороги (Северо-Казахстанская область Казахской ССР, ныне Казахстана) — сначала работал паровозным кочегаром, помощником машиниста («у левого крыла», а с октября 1951 года — машинистом паровоза («у правого крыла»). В первый год своей работы машинистом со своей бригадой он провёл 36 большегрузных поездов, в которых дополнительно перевезли около 15 тысяч тонн народно-хозяйственных грузов. За этот год бригада сэкономила около 60 тонн угля, за что Герман Александрович был награждён значком «Ударнику сталинского призыва».
В сентябре 1955 года, пройдя курсы переквалификации, получил право на управление тепловозом, а в марте 1957 года, когда на Петропавловском отделении началась электрификация, — и электровозом. В 1956 году вступил в КПСС.
На его глазах железнодорожный транспорт переоснащался на новые локомотивы, и они были освоены при его непосредственном участии. Герман Александрович стал известен тогда не только как передовой тепловозник, настойчиво борющийся за рациональное использование новой техники, но и как новатор. Ещё в 1957 году коллектив локомотивного депо станции Петропавловск перешёл на обслуживание тепловозов серии ТЭ2 (мощностью 2000 лошадиных сил) бригадами в два лица вместо трёх. В мае 1958 года Демидов выступил с инициативой обслуживания этим методом более мощного тепловоза ТЭ3 (4000 лошадиных сил). Здесь, в депо Петропавловск, на деле была доказана целесообразность перехода на обслуживание сочленённых тепловозов бригадой из двух человек. Первый такой рейс состоялся на маршруте Петропавловск — станция Исилькуль. С августа 1958 года уже все тепловозы локомотивного депо стали обслуживаться в два лица. В октябре 1958 года сообщалось, что внедрение демидовского предложения в условиях только Петропавловского локомотивного депо дало возможность высвободить большое количество людей, повысить производительность труда на 18 процентов, снизить стоимость перевозок на 4,3 процента и создать годовую экономию государственных средств в сумме 3,6 миллиона рублей.
В 1959 году депо Петропавловск, в связи с переходом на новый метод обслуживания тепловозов, сэкономило около 5000 рублей государственных средств. Новый метод обслуживания значительно облегчил труд локомотивных бригад и одновременно повысил ответственность слесарей за качество ремонта. Почин был одобрен городским и областным комитетами, а также Центральным комитетом Компартии Казахстана, и нашёл широкое распространение во всех хозединицах дороги. Впоследствии это новшество с большим экономическим эффектом было распространено и по всей сети железных дорог СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Демидову Герману Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Для того чтобы передать ценный опыт другим, помочь выйти отстающим работникам в передовые, Г. А. Демидова назначили машинистом-инструктором. Колонну ему дали не из лучших. Первым делом следовало наладить дисциплину. 80 человек разных возрастов, с разным образованием и разными характерами. Инструктору приходилось работать много с начинающими машинистами, обучать их особенностям вождения поездов в условиях зимы. С каждым из молодых он сделал несколько поездок. В пути обращал внимание на то, как лучше пользоваться автотормозами, как с тяжеловесными поездами преодолевать подъёмы. Он «обкатывал» молодёжь в разное время суток, выбирая большей частью ночь и непогоду. Этому он учился у опытных машинистов-инструкторов. Прошло немало тревожных и напряжённых дней и ночей для Демидова, прежде чем в коллективе совсем исчезли нарушения дисциплины и случаи брака. В результате колонне присудили первое место.
В 1965 году окончил заочное отделение Петропавловского железнодорожного техникума. С 1966 года — дежурный по локомотивному депо станции Петропавловск (с мая 1961 года — Южно-Уральской железной дороги).
Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 5-го созыва (1959—1962), Петропавловского областного и городского Советов депутатов трудящихся, членом Северо-Казахстанского обкома КП Казахстана. Делегат XXII съезда КПСС (1961), IX (1959) и XI (1961) съездов КП Казахстана, XVI съезда профсоюзов работников железнодорожного транспорта.
Жил в Петропавловске. Умер 13 августа 1979 года. Похоронен в Петропавловске на Старом православном кладбище (Рабочий посёлок).
Награждён орденом Ленина (01.08.1959), медалями, в том числе «За освоение целинных земель», большой золотой медалью ВСХВ (1958, за отличие в перевозке урожая 1958 года). Отмечен знаками «Почётному железнодорожнику» (1961), «Ударнику сталинского призыва» (1953), «Ударник коммунистического труда». В 1978 году занесён в Книгу почёта локомотивного депо Петропавловск Южно-Уральской железной дороги.
Редакция сайта выражает благодарность заведующему музеем локомотивного депо Петропавловск (Северо-Казахстанская область) Эмилю Рахматовичу Шафикову за предоставление фото- и биографических материалов, а также Жумабеку Байбусунову за содействие в подготовке биографии.
Биографию подготовил:
Герои Социалистического Труда – казахстанцы. Т. 3. – Алма-Ата: Казахстан, 1970.
Герои Труда – североказахстанцы. – Петропавловск, 2012.
Публикации в местных СМИ