Шутов Алексей Иосифович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9690
Орден Ленина № 311847
Шутов Алексей Иосифович — начальник станции Основа Южной железной дороги, Харьковская область Украинской ССР.
Родился в 1921 году в деревне Гораны ныне Борздовского сельсовета Оршанского района Витебской области Белоруссии. Из бедной крестьянской семьи Иосифа Дмитриевича и Дарьи Никитичны Шутовых. Белорус. Член КПСС.
Один из пяти сыновей в семье, Алексей рано приобщился к нелёгкому крестьянскому труду. Получил неполное среднее образование в местной школе. В 1937 году поступил на учёбу в Оршанский эксплуатационный техникум Управления Западной железной дороги Наркомата путей сообщения СССР (ныне Оршанский колледж — филиал Белорусского государственного университета транспорта). В 1941 году окончил учёбу и получил направление на работу в Челябинскую область России, на Южно-Уральскую железную дорогу (ЮУЖД). В пути на Южный Урал молодого железнодорожника застало известие о нападении нацистской Германии на Советский Союз. С началом Великой Отечественной войны в действующую армию не призывался, как имеющий «бронь». На фронте воевали два брата Алексея Иосифовича. Старший брат Василий был награждён орденом Красной Звезды, получил смертельное ранение при освобождении Эстонии в сентябре 1944 года. Другой, Филипп, умер через несколько лет после войны.
Все четыре года А. И. Шутов работал в Челябинском отделении ЮУЖД, на узловой станции Челябинск-Главный — сначала дежурным по станции, затем маневровым диспетчером, заместителем начальника станции. Алексей Иосифович трудился практически без сна и отдыха: фронт надо было обеспечивать оружием, техникой, одеждой, питанием. В период первых пятилеток город Челябинск превратился в один из крупных промышленных центров Советского Союза. С началом войны сюда было эвакуировано более двух сотен предприятий из западных районов страны. Здесь развернули работу такие гиганты индустрии, как Челябинский тракторный завод, Челябинский трубопрокатный завод и Челябинский металлургический комбинат. Станция Челябинск стала важным связующим звеном между фронтом и тылом. В городе разместились такие оборонные наркоматы союзного значения, как Наркомат танковой промышленности, Наркомат боеприпасов, Наркомат среднего машиностроения, а также Наркомат электростанций. За короткий срок население областного центра, который получил неофициальное наименование «Танкоград», выросло в три раза — до 650 тысяч человек. В таких сложнейших условиях А. И. Шутов сумел проявить хорошие организаторские способности и волевой характер и к концу войны был назначен главным диспетчером всей ЮУЖД, ставшей одной из самых важных магистралей страны. За самоотверженный труд в период войны Алексей Иосифович был награждён в 1945 году орденом Трудового Красного Знамени.
С октября 1945 года он обучался на курсах при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). По окончании учёбы в 1948 году направлен на работу в Воронежскую область начальником станции Борисоглебск Юго-Восточной железной дороги. Через год, учитывая большие организаторские способности, волевой характер и большой профессиональный опыт, приобретённый в военное время, руководство Министерства (до 1946 года — Наркомата) путей сообщения направило А. И. Шутова на Южную железную дорогу — восстанавливать станцию Основа. Эта важная сортировочная станция располагается в черте города Харьков, второго по величине города Украины (до 1991 года — Украинской ССР) и крупного промышленного центра, и входила в состав Харьковской дирекции Южной железной дороги Украины (ранее Харьковского отделения ЮЖД в составе МПС СССР). Во время войны была полностью разрушена.
Уже к сентябрю 1951 года станция Основа была введена в эксплуатацию, а к 1958 году электрифирована постоянным током. За те восемь лет, что А. И. Шутов руководил коллективом станции, та превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны. Здесь разместились многие предприятия ЮЖД, в том числе паровозное и вагонное депо, дистанция пути, дистанция электроснабжения, строительно-монтажный поезд и дистанция сигнализации и связи.
Указом Президиума Верховного Совета от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Шутову Алексею Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1960—1961 годах под руководством Шутова станция Основа была оборудована электрической централизацией стрелочных переводов. При нём был электрифицирован участок Основа — Славяногорск и начался переход на тепловозную тягу линии Харьков — Готня.
В 1962 году был назначен начальником Смородинского отделения ЮЖД, а через год — главным инженером ЮЖД. С 1971 года — первый заместитель начальника дороги. За успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки (1971—1975), награждён орденом Октябрьской Революции. С февраля 1976 года — начальник ЮЖД.
В 1984 году вышел на заслуженный отдых и посвятил себя педагогике. Работал в Харьковском институте железнодорожного транспорта (ныне — Украинский государственный университет железнодорожного транспорта), охотно передавал свой богатый опыт молодым специалистам.
Избирался депутатом Харьковских городского и областного Советов депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов; 1973—1980). Делегат XXVІ съезда КПСС (1981).
Проживал в городе Харьков Харьковской области Украинской ССР (с 1991 года — Украины). Умер после тяжёлой болезни в 1994 году.
Награждён орденами Ленина (01.08.1959), Октябрьской Революции (04.03.1976), Трудового Красного Знамени (29.07.1945), медалями, в том числе медалью «За трудовое отличие» (31.07.1954). Отмечен Почётными грамотами Верховного Совета Украинской ССР.
Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).
Биографию подготовил:
Публикации в местных СМИ