Герой Социалистического Труда
Строители
Кремень Анатолий Степанович

Кремень Анатолий Степанович

08.03.1929 - 17.01.2021

Герой Социалистического Труда

Даты указов

15.02.1964

Медаль № 8796

Орден Ленина № 344296

Кремень Анатолий Степанович — машинист экскаватора управления механизации №141 треста №16 «Нефтестрой» Министерства строительства Белорусской ССР, город Новополоцк Витебской области.

Родился 8 марта 1929 года в посёлке Любин Блонского сельсовета Пуховичского района Минского округа Белорусской ССР, ныне деревня Любин в составе того же сельсовета и района Минской области Белоруссии. Из крестьянской семьи Степана Степановича и Степаниды Архиповны Кремней. Белорус.

К началу Великой Отечественной войны окончил четыре класса местной школы. В годы войны подростком пережил немецко-фашистскую оккупацию (1941—1944), потерял отца, погибшего в марте 1945 года в боях за город Данциг (ныне Гданьск, Польша). После освобождения республики летом 1944 года участвовал в восстановлении местного колхоза, разрушенного в период оккупации. В 16 лет переехал на работу и учёбу в город Минск, столицу Белорусской ССР. Поступил учиться в школу фабрично-заводского обучения №23 (ныне Минский государственный профессионально-технический колледж строительства и коммунального хозяйства).

Минск подвергся большому разрушению в годы войны. Многие городские кварталы были попросту стёрты с лица земли. Одновременно с учёбой Анатолий Кремень работал на разборе развалин, вместе с товарищами поднимал столицу из пепла. После года напряжённой учёбы получил в 1946 году специальность слесаря-механика по монтажу, оборудованию и ремонту строительных машин, поступил на работу в промышленный комбинат треста №2 Главного управления промышленного строительства («Главпромстроя») при Совете Министров БССР, участвовал в строительстве Минского тракторного завода. Приходилось работать с примитивной и изношенной техникой, но это учило терпению и находчивости, смекалке. Такая работа юноше нравилась, но ещё больше его привлекала профессия экскаваторщика-первопроходца строек. Он без отрыва от производства поступил на курсы машинистов экскаватора и в 1947 году успешно их закончил. Ещё через два года окончил автошколу.

Получив специальность экскаваторщика, молодой рабочий неоднократно выезжал в командировки на восстановление и строительство промышленных предприятий республики. Он работал на стройках областных центров Могилёва и Витебска, одного из наиболее разрушенных войной городов республики. Приступив к работе, он раскапывал развалины, расчищал завалы. На первых порах у экскаваторщиков не было даже клин-бабы, и они ковшом экскаватора разбивали глыбы руин. Потом рыли котлованы под новые здания, траншеи под инженерные коммуникации.

В 1953 году переехал на жительство в город Витебск, обзавёлся семьёй. Продолжил работать машинистом экскаватора в строительных организациях города, а с 1957 года во вновь образованном строительном тресте №9 Главного управления строительства при Совете Министров БССР (с декабря 1957 года — Министерства строительства БССР; ныне ОАО «Строительный трест №9, г. Витебск» Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь). Трудился на сооружении теплоэлектроцентрали, завода радиодеталей, завода электроизмерительных приборов, объектов жилищного и социально-культурного назначения города. Везде, где работал Анатолий Степанович, был виден его почерк: использование цикла экскавации в короткий срок, отличный уход за порученной техникой, экономия горюче-смазочных материалов. Агрегат передового механизатора всегда работал бесперебойно. Сам он продолжал повышать свой образовательный и профессиональный уровень, окончил восемь классов вечерней школы рабочей молодёжи, а позднее — курсы машинистов гусеничного крана.

В марте 1958 года был принято постановление Совета Министров СССР о возведении на левом берегу Западной Двины крупнейшего в Европе нефтеперерабатывающего комплекса. На месте семи деревень Полоцкого района, недалеко от города Полоцк, был заложен строительный посёлок, который в 1959 году получил название «Полоцкий», а в 1963 году был возведён в ранг города областного подчинения и стал называться Новополоцком.

В числе первых механизаторов Анатолий Степанович выразил желание перейти на новостройку и в ноябре 1958 года переехал на жительство в город Полоцк. Устроился по специальности в управление механизации №141 строительного треста №16 «Нефтестрой» Министерства строительства БССР: с 1965 года — строительный трест №16 Белорусского специализированного производственного строительно-монтажного комбината по строительству химических предприятий Минстроя (с 1967 года — Министерства промышленного строительства) БССР, с 1969 года — стройтрест №16 «Нефтестрой» Минпромстроя БССР (с 1986 года в составе Министерства строительства БССР, затем Республики Беларусь, с 1992 года — Белорусской производственной строительной корпорации «Белбуд», с 1994 года – Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь). Сначала он работал в карьере, грузил песок для стройки, рыл котлованы для первых общежитий. Затем его экипаж (младший машинист Дмитрий Сидорович Козлов, помощник машиниста Валерий Александрович Старинский) перевели на строительство первого в республике нефтеперерабатывающего завода. В 1961 году вступил в КПСС. Трудился на строительстве одного из первых объектов завода — электрообессоливающей установки.

В совершенстве овладел профессией экскаваторщика, мог делать то, что многим коллегам было недоступно. Успешно выполнял две нормы сменного задания на рабочий день. Активно боролся за экономный расход запасных частей и горюче-смазочных материалов, участвовал в рационализации и изобретательстве. По правилам, например, полагалось вынуть 50 тысяч кубометров грунта, не сменяя троса на экскаваторе, а Анатолий Степанович поднимал 155 тысяч. Он добивался наименьшего применения ручного труда на строительстве, ускоренного внедрения механизации трудоёмких процессов. Первым на нефтестрое начал организовывать челночным способом работу шофёров, прикреплённых к экскаватору. Заботился о подъездных путях, об удобстве отвалов. На открытии котлованов выстраивал производственный цикл так, чтобы машины не задерживались под погрузкой. Это были зачатки комплексного бригадного метода работы. А. С. Кремень стал первым, кто перешёл на такой прогрессивный метод.

Если ранее, например, шофёры записывали рейсы, и зачастую вывезенные ими кубы не сходились с данными экскаваторщиков. Но при челночном способе с приписками на участке котлована, где работал передовой экскаваторщик, было покончено. Засчитывался только определённый для выемки объём грунта. Выполнив этот объём, никто — ни экскаваторщики, ни водители — не был в накладе. Будучи человеком скромным и трудолюбивым, сам Кремень не отгораживал себя от остальных механизаторов, не выставлял напоказ свои заслуги, всегда готов был прийти на помощь товарищу. Так, когда работали на строительстве одной из первых установок, заболел напарник, а сроки строительства поджимали. Анатолий Степанович отработал за него самые трудные — вторую и третью — смены почти неделю. Переход в дальнейшем на трёхсменную форму работы позволил его экипажу перевыполнять дневные нормы выработки в 1,5—2 раза.

Как новатор производства и вдумчивый работник, он первым в тресте отказался от услуг учётчика и слесарей-ремонтников. Ремонт машины кремнёвцы успешно производили собственными силами. Чтобы экскаватор работал безотказно, они производили мелкий ремонт после смен, а более крупный — в выходные дни. Шофёры тоже были заинтересованы в новой форме организации труда, они старались дать себе нагрузку, при поломке помочь товарищу, вытащить его, если забуксовал автомобиль, сделать за коллегу рейс, если машине нельзя было уже помочь в полевых условиях.

Самоотверженный труд и новаторский подход в производстве позволили Анатолию Степановичу стать лучшим машинистом экскаватора в тресте. Одним из первых он включился в движение наставничества по обучению молодых экскаваторщиков, ему в числе первых было присвоено звание ударника коммунистического труда, одним из первых его экипаж завоевал высокое звание коллектива коммунистического труда. За счёт совмещения операций экскаваторщики успешно выполняли и перевыполняли производственные задания. С началом седьмой пятилетки (расширенной: 1959—1965) старший машинист Кремень выступил с ценной инициативой: задание по производительности труда, запланированное программой КПСС на первое десятилетие, выполнить за семь лет. Так на нефтестрое началось соревнование за высокопроизводительное использование строительной техники и наивысшую производительность труда.

1962 год стал знаменательным для прославленного коллектива, чья машина отработала 8 тысяч часов без капитального ремонта. Годовой план кремнёвцы выполнили на 174 процента и к октябрю текущего года завершили своё семилетнее задание. Менее чем за четыре года было перемещено около 700 тысяч кубометров грунта и внедрено пять рационализаторских предложений. Тогда же А. С. Кремень принял повышенные социалистические обязательства — выполнить новый годовой план земляных работ досрочно, к 46-й годовщине Великого Октября, и обучить профессии 10 молодых экскаваторщиков. Принятые обязательства были с успехом выполнены. Всего за семилетку экскаваторщики выработали почти 11 годовых норм на выемке грунта.

Миллионы кубометров переработанного грунта, сотни тонн сбережённого топлива и смазочных материалов, тысячи рублей экономии на ремонте техники — таков вклад механизаторов-кремнёвцев в создание Полоцкого нефтеперерабатывающего завода (с 1976 года — Новополоцкий ордена Трудового Красного Знамени нефтеперерабатывающий завод имени XXV съезда КПСС; ныне ОАО «Нафтан» в составе Белорусского государственного концерна по нефти и химии).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1964 года за самоотверженный труд и выдающиеся производственные успехи, достигнутые при строительстве Гродненского азотнотукового завода, Первого Солигорского калийного комбината и Полоцкого нефтеперерабатывающего завода, Кремню Анатолию Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1964 году Анатолий Степанович поступил на вечернее отделение Полоцкого (с 1968 года — Новополоцкого) нефтяного техникума (ныне Новополоцкий государственный политехнический колледж), был избран депутатом Верховного Совета Белорусской ССР. Несмотря на учёбу и общественную работу, он продолжал трудиться так же ударно на сооружении промышленного комплекса белорусской нефтехимии, участвовал в возведении различных объектов города — строил школы, магазины, ателье и жилые дома. При этом сумел сократить продолжительность цикла экскавации с 25 до 13 секунд, ежедневная выработка экипажа составляла в среднем 135—140 процентов. Прославленный механизатор неизменно занимал одно из первых мест в социалистическом соревновании, его имя заносилось на щит Трудовой Славы стройки.

По окончании техникума он получил квалификацию техника-механика и в 1969 году перешёл работать механиком участка малой механизации УМ-141 стройтреста №16 «Нефтестрой» (в январе 1971 года награждён орденом Ленина; ныне ОАО «Строительно-монтажный трест №16, г. Новополоцк» МАиС РБ). За более чем десять лет работы в тресте внёс более 70 рационализаторских предложений и подготовил 50 машинистов экскаватора. За успехи в выполнении заданий восьмой пятилетки (1966—1970) был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1974 году окончил Заочную высшую партийную школу при ЦК КПСС, после чего был выдвинут на партийную работу. Возглавил партийную организацию своего УМ-141. В дальнейшем вернулся к работе механиком участка малой механизации, который снабжал управления треста различными приспособлениями и механизмами, облегчающими труд каменщиков, облицовщиков, монтажников, маляров и штукатуров. За долгие годы работы экскаваторщиком и механиком Анатолий Степанович проявил себя как творческий работник и активный рационализатор. На его счету — более сотни рационализаторских предложений. Так, он усовершенствовал мешалки, люльки, колесо смесителя штукатурной машины, разработал гидравлический съёмник. Успешно механизировал загрузку при работе с агрегатом пневмоподачи бетона. Не только сам занимался творческим поиском, но всячески содействовал тому, чтобы каждый слесарь на его участке стал рационализатором.

По стопам отца пошли и сыновья, которые стали дипломированными инженерами-строителями.

Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС (1966—1971), депутатом Верховного Совета Белоусской ССР 6-го созыва (1963—1967) от Полоцкого — Центрального избирательного округа №216 и 7-го созыва (1967—1971) от Новополоцкого избирательного округа. Избирался депутатом Новополоцкого городского Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов) два созыва подряд (1970—1980). Делегат XXIII съезда КПСС (1966), XVII съезда профсоюзов СССР (1982).

В 1994 году вышел на заслуженный отдых. Проживал в городе Новополоцк, затем - в городе Полоцк Витебской области. Умер 17 января 2021 года.

Награждён орденами Ленина (15.02.1964), Трудового Красного Знамени (05.04.1971), медалями. Отмечен почётными грамотами, в том числе Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Белорусской ССР (27.06.1963, за достигнутые успехи в строительстве и освоении мощностей первой очереди Полоцкого нефтеперерабатывающего завода), Почётной грамотой Национального собрания Республики Беларусь.

Заслуженный строитель Белорусской ССР (27.06.1963). Лучший рационализатор Минпромстроя БССР. Почётный гражданин города Новополоцк Витебской области (2013).

Герою посвящены стихотворение уроженца Полоцка белорусского поэта и публициста В. А. Лукши «Атланты» и «Песня камуністычнага экіпажа» («Песня коммунистического экипажа»; музыка — Д. А. Лукас, текст — В. А. Лукша). Его имя было занесено в Книгу Почёта стройтреста №16 и Книгу Почёта УМ-141.

90-летний юбилей отмечает почётный гражданин Новополоцка // Вектор ТВ (Новополоцк). — 12.03.2019.



Биографию предоставили краеведы Константин Гайдуков и Борис Матвеев (город Витебск, Республика Беларусь).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 6. Мінск, 1972.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. Т. 5. Минск, 1982.

Героям – слава! – М.: Политиздат, 1974.

Гордость и слава земли Витебской: биографич. справочник. – Витебск, 2009.

Знаменосцы трудовой славы. Минск, 1984.

Памяць: гіст.-дакум. хроніка Полацка. – Мн.: БелЭн, 2002.

Памяць: Пухавіцкі раён: Гіст.-дакум. хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі. – Мн.: Беларусь, 2003.

Публикации в местных СМИ

Публикации в сети Интернет