Косьянюк Иван Трофимович
Полный кавалер ордена Трудовой Славы
Полный кавалер ордена Трудовой Славы
Орден № 140700
Орден № 4269
Орден № 409
Косьянюк Иван Трофимович — машинист крана Брестской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Белорусской железной дороги, город Брест Белорусской ССР.
Родился 29 апреля 1934 года на территории современной Брестской области Белоруссии. Белорус. Член КПСС.
Свой трудовой путь начал водителем автомобиля автомобильной базы Брестского отделения Западной (с 1957 года — Белорусской) железной дороги.
В начале 1960-х годов перешёл работать на дистанцию погрузочно-разгрузочных работ Брестского железнодорожного узла Брестского отделения БЖД. Начинал работать помощником машиниста крана на железнодорожном ходу.
Брестское отделение дороги расположено на стыке железных дорог с разной шириной колеи. Главное назначение Брестского железнодорожного узла заключалось в переработке внешнеторговых грузов, следовавших из Советского Союза за границу и обратно. Здесь осуществлялась перегрузка импортных грузов из вагонов западноевропейской колеи в вагоны «русской» колеи, перестановка пассажирских составов и грузовых вагонов с одной колеи на другую.
В таких непростых, специфических условиях Иван Трофимович успешно овладевал полюбившейся ему профессией. Когда началась механизация погрузочно-разгрузочных работ, он был отправлен на курсы в Гомельскую дорожно-техническую школу при Гомельском отделении БЖД. Пройдя переобучение, вернулся на Брестскую дистанцию погрузочно-разгрузочных работ. Вместе с напарником М. Дмитруком осваивал новую технику непосредственно на практике. Получив квалификацию машиниста дизель-электрического крана, стал самостоятельно работать по специальности на участке Брест-Западный. За успехи в выполнении заданий восьмой пятилетки (1966—1970) награждён в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени.
Занимаясь переработкой внешнеторговых грузов, чаще угля, добивался высоких показателей в работе. Среди прочего, был задействован на перегрузке автомобильной техники. Используя шофёрские навыки, сам перегонял автомобили с двухъярусных платформ.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1975 года за высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии награждён орденом Трудовой Славы 3-й степени.
Зарекомендовал себя передовиком и новатором производства, постоянно занимался самообразованием, активно перенимал передовой опыт знатных железнодорожников страны. В 1970-х годах явился инициатором внедрения комплексных бригад, работающих по единому наряду. Для ознакомления с передовым опытом по личной просьбе был командирован в город Ильичёвск Одесской области Украинской ССР (ныне Черноморск, Украина). В Ильичёвском морском торговом порту, одном из крупнейших в стране, ознакомился с методами работы передовой бригады А. А. Барановского. По возвращении в Брест личным примером самоотверженного труда доказал преимущество перехода на новую систему работы. Оставаясь на низовой должности, стал признанным авторитетом в своей профессии, лучшим машинистом крана в коллективе дистанции. С именем И. Т. Косьянюка неразрывно связано создание первых на БЖД комплексных механизированных бригад. В период десятой пятилетки (1976—1980) Иван Трофимович успешно выполнил плановые задания грузоперевозок, записав на свой лицевой счёт шесть с половиной годовых норм. Только в течение 1977 года переработал сверх задания двух лет пятилетки около тридцати тысяч тонн грузов.
Принимал участие в работе Выставки достижений народного хозяйства СССР. За создание и внедрение комплексных бригад на Брестском железнодорожном узле Главным выставочным комитетом в 1977 году был награждён бронзовой медалью, удостоен Диплома Почёта и премирован легковым автомобилем «Москвич-412».
Став признанным мастером своего дела, активно занялся наставнической работой среди рабочей молодёжи. За выдающиеся заслуги в обучении молодых механизаторов профессиональному мастерству и в воспитании у них коммунистического отношения к труду, высоких идейных и моральных качеств был удостоен звания «Заслуженный наставник работающей молодёжи Белорусской ССР».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за достигнутые успехи в выполнении заданий десятого пятилетнего плана перевозок и социалистических обязательств награждён орденом Трудовой Славы 2-й степени.
Как наставник И. Т. Косьянюк сумел увлечь своим примером молодых рабочих, убедить, что можно и нужно работать лучше, производительнее. Через школу Ивана Трофимовича прошло более тридцати механизаторов. Многие стали классными специалистами, а некоторые даже на равных соревновались с наставником.
Сам он показывал образцы творческого труда, неоднократно признавался лучшим по профессии по сети дорог. Наиболее выдающихся успехов добился при выполнении заданий и социалистических обязательств, принятых на период одиннадцатого пятилетнего плана развития народного хозяйства.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1986 года за успехи, достигнутые в выполнении заданий одиннадцатой пятилетки и социалистических обязательств, Косьянюк Иван Трофимович награждён орденом Трудовой Славы 1-й степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы.
Работал в Брестской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ до выхода на заслуженный отдых.
Принимал активное участие в партийной и общественной жизни страны. Избирался членом бюро Ленинского райкома Компартии Белоруссии города Брест, партийного комитета Брестского железнодорожного узла, членом ревизионной комиссии ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Долгое время занимал должность председателя профсоюзного комитета производственного участка узла Брест-Западный. Неоднократно избирался депутатом Брестского областного Совета депутатов трудящихся (с 1977 года — народных депутатов).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (04.05.1971), Трудовой Славы 1-й (03.07.1986), 2-й (02.04.1981) и 3-й (21.04.1975) степеней, медалями, в том числе бронзовой медалью ВДНХ СССР. Отмечен почётными грамотами и ценными подарками, а также знаком «Передовой железнодорожник» Министерства связи Польской Народной Республики, знаками «Почётному железнодорожнику» Министерства путей сообщения СССР, «Отличный работник Белорусской железной дороги».
Заслуженный наставник работающей молодёжи Белорусской ССР (1977).
Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).
Слава, добытая трудом (автор — Светлана Юзик)
Я ехала в Брест на встречу с человеком, чьё имя связано с созданием у нас на Белорусской первых комплексных бригад, работающих по единому наряду. Шесть с половиной годовых норм записал брестский механизатор на свой лицевой счёт в минувшей пятилетке.
Накануне первомайских праздников в коллектив, где трудится Иван Трофимович Косьянюк, пришла добрая весть: И. Т. Косьянюк награждён орденом Трудовой Славы 2-й степени. Но обстоятельства сложились так, что лучшего машиниста дизель-электрокрана Брестской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ на месте не оказалось: дела отозвали его в срочную командировку. Тогда подумалось: может, это и к лучшему, что о Косьянюке я узнала не от него самого, а со стороны — через людей, живущих с ним рядом и делающих одно общее дело, а стало быть, хорошо знающих его.
Иван Трофимович начинал когда-то в паровозном депо. И начинал шофёром. Говорят, не понравилось, по душе больше пришлись погрузочно-разгрузочные механизмы.
— Треба хлопца к своему делу пристроить, — решил тогда машинист крана на железнодорожном ходу Николай Табольчик и взял к себе Косьянюка помощником.
А после курсов в Гомеле он работал напарником с Михаил Дмитруком. Было это уже в другом коллективе механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
Справочником по работе на дизель-кранах овладевали вместе, а когда получили новую квалификацию, попросили, чтобы их краны работали рядом: «на перекур» — по одному сигналу, да и за советом ходить далеко не надо.
…Сейчас уже трудно вспомнить, чьё это было решение работать по единому наряду. Руководители дистанции их похвалили, инициативу поставили в пример. Хлопцы было даже попытались разъяснить всей бригаде преимущества такой работы для всех. Волной по стране прокатилось тогда известие о передовом почине комплексной бригады Барановского из Ильичёвского порта. Но разговор в бригаде не поддержали:
— Может быть, там, в порту, и можно так работать. Грузы одного рода сутками грузятся на корабли. А у нас груз меняется, как картинки в альбоме.
— Так в том-то и дело, что работа по единому наряду сразу исключит «выгодный» и «невыгодный» груз, — не унимались Дмитрук и Косьянюк.
Но уже было ясно, что нужны конкретные доказательства преимущества перехода на новую систему работы, тщательная разработка её технологии. И Косьянюк пошёл к руководству дистанции. Своё решение поехать в Одессу объяснил так: прежде чем браться за новое дело, нужно хорошенько изучить опыт ильичёвцев. И поездка состоялась. Много интересного привёз оттуда Косьянюк. Преимущества работы по-новому были очевидны. Но как сделать так, чтобы в это поверили все? Дело осложнялось ещё и тем, что на участке большинство рабочих были повременщиками.
Но комплексные бригады всё-таки появились.
— И знаете чем донял? — усмехается Дмитрук. — Личным примером. Стыдно стало отсиживаться «на завалинке» тому, кто видел, как неугомонный Трофимович хлопотал над очередной партией вагонов и, расправившись с ней, взваливал на плечо очередной мешок с грузом.
— Да посидел бы ты, — в сердцах выговаривал ему такой же, как и он, машинист Шеплак. — Крановщику ни к чему превращаться в грузчика…
А он не гнушался никакой работы, доказывая преимущества коллективного труда.
Сейчас бригада, в которой работает Косьянюк, — коллектив устоявшийся, крепкий. Да и на всём Западном участке уже давно забыли, что такое текучесть кадров. Люди поняли преимущество коллективной работы, хорошо знают возможности и вклад каждого в общее дело. И не всегда ещё помнят о том, что так было. Я умышленно не называю того, кто руководит сейчас этой комплексной бригадой. Бывший, Николай Леонтьевич Домар, всего несколько недель назад перешёл в отстающий коллектив, и его место занял новый коллектив. Но и сейчас, и тогда стоял во главе коллектива Косьянюк. Никто не вменял ему это в обязанности, хотя всякий раз с охотой предлагают ему «повышение». Это он сам считает своим долгом взвалить на себя самый ответственный участок работы, разрешить внезапно возникший спор, помочь отстающему, взять под опеку очередного ученика.
Есть у Косьянюка звание, которым он дорожит так же, как и званием почётного железнодорожника. Звание это — заслуженный наставник работающей молодёжи республики. Теперешний его ученик Л. Денейко, двадцать девятый по счёту на первом месяце практики после Могилёвской дортехшколы. Это он поначалу ходил к начальнику участка, чтобы наставника ему поменяли. Причину долго не говорил, а потом признался:
— Хлопцы сказали: если к Косьянюку попал, значит пропал. Загоняет.
А теперь сам от наставника ни на шаг.
На участке сложилось такое правило, и все его безоговорочно приняли. Приходит молодой парень, его сразу на неделю на кран к Ивану Трофимовичу. На пробу. Выйдёт ли из новичка толк, тот определяет безошибочно. Школу Косьянюка прошли многие. В Малорите и Бресте, Высоколитовске и на БАМе работают его ученики. Хорошо работают, не позорят своего наставника.
— Вы не думайте, сидеть за рычагами управления я и до Трофимовича мог, — Саша Аксенюк смущённо щурится, — уверенность в себе ко мне уже с ним пришла. Он раз несколько покажет, а потом слезет с крана и прикажет: «Садись сам!». И ещё учит работать осмысленно, рассуждать. В школе нам всё больше про технику безопасности и про ответственность говорили. Слов нет, об этом помнить нужно обязательно. А Трофимович об этом сказал иначе: «Машина слушается тебя до тех пор, пока ты думаешь о том, что делаешь». Сам же он не только хорошо знает её, но работает на ней виртуозно.
Ордена Трудового Красного Знамени, Трудовой Славы, медаль «За доблестный труд», значок «Почётному железнодорожнику» и звание заслуженного наставника работающей молодёжи, — всё это итоги двадцатилетнего труда. Говорят, Косьянюк ничего не делает наполовину. Обязанности депутата областного Совета народных депутатов он исполняет не первый сезон, восемь лет он бессменный председатель цехкома участка. И в том, что по результатам первого квартала коллективу дистанции присуждена третья денежная премия МПС и ЦК профсоюза, есть и его заслуга.
Железнодорожник Белоруссии. – 30 апреля 1981 г.
Биографию подготовил:
Публикации в местных СМИ