Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Лавицкий Николай Ефимович

Лавицкий Николай Ефимович

07.12.1919 - 10.03.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

24.08.1943

Медаль № 1133

Лавицкий Николай Ефимович - командир звена 45-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, лейтенант.

Родился 7 декабря 1919 года в деревне Слобода ныне Монастырщинского района Смоленской области. Русский. Окончил 8 классов и аэроклуб. Работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году.

В боях Великой Отечественной войны младший лейтенант Н.Е. Лавицкий с декабря 1941 года, воевал лётчиком в составе 270-го истребительного авиационного полка и командиром звена в составе 257-го истребительного авиационного полка. Свою первую победу одержал 30 декабря 1941 года в районе Феодосии. Этот бой был замечателен тем, что на своей "Чайке", на биплане, ему удалось сбить современнейшую по тем временам машину - истребитель Ме-109F. Член ВКП(б) с 1942 года.

В апреле 1942 года лейтенант Н.Е. Лавицкий был переведён в 45-й истребительный авиационный полк (впоследствии - 100-й гвардейский истребительный авиаполк), командовал там звеном, а с сентября 1943 года - эскадрильей. 11 июня в бою с большой группой самолётов противника он уничтожил истребитель Ме-109, который рухнул в районе Балаклавы. 29 июня 1942 года, во время свободного патрулирования, сбил бомбардировщик Ju-87.

Летая на самолёте Як-1, Н.Е. Лавицкий в составе 45-го истребительного авиационного полка сражался в Крыму и на юге Украины. В боях за Крым уничтожил 60 автомашин, 2 зенитно-пулемётные установки, батарею зенитных орудий и до 200 солдат и офицеров врага. Только во время героической обороны Севастополя отважный лётчик сбил 4 немецких самолёта. В одном из боёв в его машину угодил крупный осколок зенитного снаряда, но истребитель ещё держался в воздухе. Н.Е. Лавицкий продолжал выполнять задание и штурмовыми ударами уничтожил несколько орудий противника.

В октябре 1942 года лётчики полка отбыли на переформирование в город Орджоникидзе, где освоили американские истребители P-40 "Киттихаук". В феврале 1943 года 45-й истребительный авиационный полк вернулся на фронт и старший лейтенант Н.Е. Лавицкий был назначен командиром звена. Весной 1943 года начались новые воздушные схватки, теперь уже в небе Северного Кавказа. 22 марта в районе станции Анастасиевская звено Н.Е. Лавицкого встретило 20 немецких самолётов. Лётчики приняли бой и сбили 6 вражеских машин. Лично командир звена сбил 2 самолёта.

15 апреля 1943 года около 60 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей пытались нанести удар по боевым порядкам наших войск. Восемь наших лётчиков смело атаковали врага и в завязавшемся бою уничтожили 1 истребитель и 5 бомбардировщиков. Неприятельская атака была сорвана. Н.Е. Лавицкий сбил один бомбардировщик.

К июлю 1943 года лейтенант Н.Е. Лавицкий совершил 185 боевых вылетов. В 66 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Лавицкому Николаю Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Продолжал воевать на фронте. С декабря 1943 года служил в штабе 104-го гвардейского истребительного авиационного полка, в 1944 году назначен заместителем командира 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. В начале марта 1944 года группа лётчиков во главе с гвардии капитаном Н.Е. Лавицким убыла в глубокий тыл, в Закавказье, откуда должна была перегнать для пополнения полков дивизии новую партию самолётов. 10 марта 1944 года группа Н.Е. Лавицкого, собравшись после взлёта в боевой порядок, взяла курс на запад. И вдруг в самолёте Н.Е. Лавицкого возникли неполадки в моторе. Аварийная обстановка быстро нарастала: упала тяга, самолёт, теряя скорость, пошёл на снижение. В кабине появился предательский едкий дым. А внизу - Гудермес, небольшой кавказский городок. Взглянув на землю, Н.Е. Лавицкий увидел впереди крупную железнодорожную станцию и множество цистерн с бензином.

Значит, надо отвернуть, а то случится беда... Покинуть самолёт, выбросившись на парашюте, уже невозможно - поздно. Плавный отворот - только бы не упасть на составы! В кабине огонь - жжёт руки, лицо. Неимоверными усилиями воли и мускулов Н.Е. Лавицкий отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но тут же без скорости упал на вспаханное поле, рядом с железной дорогой. Николай Ефимович Лавицкий все-таки пытался вылезти из горящей машины, но не успел — оглушительный взрыв потряс воздух... К этому времени отважный лётчик выполнил свыше 278 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 2 в паре с ведомым (по другим данным, сбил 20 самолётов лично и 3 - в группе).

После войны останки Николая Ефимовича Лавицкого перезахоронили в парке города Мариуполь Донецкой области (Украина), рядом с Героем Советского Союза В.Г. Семенишиным.

Награждён орденом Ленина (24.08.1943), тремя орденами Красного Знамени (19.04.1942, 1.02.1943, 22.04.1943), орденом Aлександра Невского (2.10.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (5.04.1943), медалями.

Имя Героя носят улица в городе Гудермес и школа в селе Шиловичи Духовщинского района Смоленской области, где он учился. На родине создан музей Героя.


 

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и о своём командире. М., 2014.