Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Михайлов Альберт Георгиевич

Михайлов Альберт Георгиевич

23.06.1931 - 27.07.2002

Герой Социалистического Труда

Даты указов

18.12.1991

Медаль № 21142

Орден Ленина № 460780

Михайлов Альберт Георгиевич — генеральный директор Воронежского производственного авиационного объединения Министерства промышленности РСФСР.

Родился 23 июня 1931 года в городе Полоцк, центре Полоцкого района Белорусской ССР, ныне центр того же района в составе Витебской области Белоруссии. Белорус. Член КПСС.

В 1955 году окончил Казанский авиационный институт (ныне Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева). С 1955 года трудился на заводе №64 — Воронежском авиационном заводе Министерства авиационной промышленности СССР (в 1957—1963 годах — Воронежского, в 1963—1965 — Центрально-Чернозёмного совнархоза): старший мастер, с 1957 года — заместитель начальника цеха, с 1961 года — начальник цеха, с 1964 года — заместитель главного инженера, после 1966 года — главный инженер завода. Его деятельность была тесно связана с освоением и серийным производством таких самолётов гражданской и военной авиации, как турбовинтовые пассажирский Ан-10 «Украина» и транспортно-десантный Ан-12, тяжёлый реактивный многоцелевой Ту-16, барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия Ту-128 и первый сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.

С 1974 года возглавлял Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций Минавиапрома СССР (ныне Воронежский алюминиевый завод).

В 1976 году переведён на должность директора Воронежского ордена Ленина авиационного завода Министерства авиационной промышленности СССР (с 26 марта 1980 года — Воронежское производственное авиационное объединение (ВАПО) Минавиапрома СССР, с 1991 года — Министерства промышленности РСФСР, с 1993 года «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» / ВАСО, с 2006 года в составе ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»). Под его руководством осуществлялась программа коренной реконструкции завода для производства современных авиалайнеров. Именно на Воронежском заводе в 1976 году было запущено производство первого советского аэробуса — широкофюзеляжного самолёта Ил-86, а спустя четыре года начался его серийный выпуск. Строительство новейшего авиалайнера сопровождалось техническим перевооружением предприятия: было изготовлено 640 тысяч единиц специального инструмента, внедрены стапели для комплектации верхних и нижних панелей на полный размах крыла, налажено травление титановых сплавов, а также построен новый сборочный цех площадью 48 тысяч квадратных метров. В эксплуатацию была пущена новая холодильная камера для повышения качества обработки силовых узлов из высокопрочных нержавеющих сталей, на сборке прессовая клёпка была доведена до 60 процентов.

Коллектив авиазавода, возглавляемого А. Г. Михайловым, неоднократно заносился на почётную доску ВДНХ СССР, получал переходящее Красное Знамя Министерства авиационной промышленности СССР. Предприятию было оставлено на вечное хранение переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Значительное внимание директор завода уделял также развитию социально-культурной сферы предприятия и города.

За успешное освоение и создание новейшей авиационной техники завод в 1981 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Одновременно с выпуском Ил-86 в 1980-е годы предприятие под руководством А. Г. Михайлова принимало активное участие в космической программе «Буран». С 1982 года в кооперации с Казанским производственным авиационным объединением имени С. П. Горбунова, освоив сложные технологические объёмы, участвовало в производстве сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. В 1986 году ВАПО совместно с ОКБ имени С. В. Ильюшина приступило к производству опытной партии первого советского дальнемагистрального авиалайнера Ил-96, который был создан на базе Ил-86, устаревшего к тому времени. Первый самолёт новой серии был поднят в небо в ноябре 1989 года.

Указом Президента СССР («закрытым») от 18 декабря 1991 года за большие заслуги в развитии авиационной промышленности Михайлову Альберту Георгиевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С распадом СССР и переходом к капиталистической экономике у ВАПО начались серьёзные проблемы, и к концу 1990-х годов производство перспективных отечественных самолётов было свёрнуто. Предприятие было вынуждено перейти на выпуск побочной продукции. В 1998 году Альберт Георгиевич ушёл с должности генерального директора ВАСО, продолжив работать советником нового генерального директора В. А. Саликова.

Проживал в Воронеже. Умер 27 июля 2002 года. Похоронен на Коминтерновском кладбище Воронежа.

Награждён 2 орденами Ленина (10.03.1981; 18.12.1991), орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» (22.07.1966), медалями, в том числе Золотой медалью Министерства металлургии и машиностроения Польской Народной Республики (1984).

Лауреат Государственной премии СССР (1982), премии Совета Министров СССР (1976). Почётный гражданин города Воронеж (1995).



Биография предоставлена краеведами Константином Гайдуковым и Борисом Матвеевым (город Витебск, Республика Беларусь).


 

Биографию подготовил: Евгений Малашёнков

Источники

Воронежская энциклопедия. – Воронеж, 2008.

Воронежские крылья. Летопись истории Воронежского авиационного завода. – Воронеж, 2012.

Публикации в местных СМИ

Публикации в сети Интернет