Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Дическул Дмитрий Александрович

Дическул Дмитрий Александрович

22.01.1926 - 25.04.2004

Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.04.1971

Медаль № 16787

Орден Ленина № 404001

Дическул Дмитрий Александрович – главный инженер Пермского моторостроительного завода имени Я.М. Свердлова Министерства авиационной промышленности СССР, Пермская область.

Родился 22 января 1926 года в городе Житомир Украинской ССР (ныне – Житомирской области Украины). Русский.

В 1949 году окончил Московский авиационный институт по специальности инженер-механик. Трудовую деятельность начал в 1949 году технологом на заводе № 19 имени И.В. Сталина Министерства авиационной промышленности СССР – Пермского (в 1962-1965 годах – Западно-Уральского) совнархоза в городе Молотов (с октября 1957 года – Пермь).

Непосредственно участвовал в переводе завода на выпуск новой авиационной техники, когда на смену поршневым моторам пришли реактивные двигатели. Глубокие знания, доброе отношение к людям снискали инженеру Дическулу уважение коллектива. В течение 7 лет работал начальником цеха. Выработал в себе умение видеть перспективу, вкус к оперативному решению возникающих задач. Далее он был назначен начальником отдела материально-технического снабжения завода, а через 2 года – главным контролером завода, который в 1962 году завод получил открытое наименование – Пермский моторостроительный завод имени Я.М. Свердлова.

В 1964-1981 годах – главный инженер Пермского моторостроительного завода (с 1979 года – Пермское производственное объединение «Моторостроитель») имени Я.М. Свердлова Минавиапрома СССР (ныне – АО «ОДК-Пермские моторы»).

Участвовал в освоении и доведении до крупносерийного производства двигателей АИ-20, Д20, Д30, Д30Ф6 для пассажирских самолетов Ил-18, Ту-124, Ту-134 и истребителя МиГ-31. Под его руководством в производство внедрены силовые установки к вертолетам конструктора М.Л. Миля, двигателей АШ82В, Д25Б, ТВ2-117 и главных редукторов для вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-12 и Ми-26, налажено производство жидкостных ракетных двигателей для армии и аэрокосмического комплекса. Руководил разработкой и внедрением системы управления качеством на заводе, механизацией и автоматизацией производства, что позволило снизить трудоёмкость изготовления продукции; освоением новых технологических процессов: холодного вальцевания компрессорных лопаток, производства бесприпускового литья из жаропрочных сплавов, особенно турбинных и сопловых лопаток, что позволило значительно увеличить ресурс двигателей. Разработки внедрены в производство на Пермском, Запорожском, Рыбинском, Куйбышевском моторостроительных заводах. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана и создание новой техники Дическулу Дмитрию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1981-1989 годах – начальник 13-го Главного управления (двигателестроение) – член Коллегии Министерства авиационной промышленности СССР (город Москва).

В 1989 году вернулся в Пермь, где продолжил работу в ППО «Моторотроитель» - ОАО «Пермский моторный завод» в качестве ведущего специалиста управления делами. Являлся председателем экспертного совета, директором научно-технического центра «Поиск».

Жил в городе Пермь (ныне – Пермский край). Умер 25 июня 2004 года. Похоронен на Северном кладбище в Перми.

Заслуженный машиностроитель РСФСР (1981).

Лауреат Государственной и Совета Министров СССР (1985) премий.

Почетный авиастроитель (1981, 1988). Отличник Аэрофлота (1983).

Неоднократно избирался членом Пермского горкома КПСС, являлся ректором заводского университета технико-экономических знаний.

Награжден орденами Ленина (26.04.1971), Октябрьской Революции (04.10.1984), 2 орденами Трудового Красного Знамени (22.07.1966; 12.08.1976), медалями.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Герои Прикамья. Пермь. "Пушка". 2006

Публикации в сети Интернет