Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Кравцов Алексей Савельевич

Кравцов Алексей Савельевич

17.03.1918 - 22.10.2006

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 5931

Орден Ленина № 37925

Кравцов Алексей Савельевич — командир эскадрильи 947-го штурмового авиационного Севастопольского полка (289-я штурмовая авиационная Никопольская Краснознаменная дивизия, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), капитан.

Родился 17 марта 1918 года в поселке Сулин, ныне город Красный Сулин Ростовской области, в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов школы № 1 и фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем в механическом цехе Сулинского металлургического завода. Призван в армию в 1936 году. В 1939 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с апреля 1943 года. Сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м, 1-м, 2-м Прибалтийских, Ленинградском фронтах в 947-м штурмовом авиационном полку 289-й штурмовой авиационной дивизии в должности заместителя командира и командира эскадрильи. Был ранен. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

К 30 октября 1944 года совершил 136 боевых вылетов на штурмовку железнодорожных эшелонов, аэродромов, портов, плавсредств, бронепоездов, узлов обороны, живой силы и боевой техники противника, а также на разведку.
Уничтожил 63 танка, 146 автомашин, до 17 батарей полевой артиллерии, до 23 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, до 19 минометной батарей, 7 цистерн с горючим, рассеял и частично уничтожил до двух полков пехоты противника. В воздушном бою сбил 1 истребитель.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Кравцову Алексею Савельевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил более 147 боевых вылетов (по некоторым данным, 180) на самолете Ил-2.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1948 году окончил Высшие лётно-тактические курсы командного состава, в 1955 году – Военно-воздушную академию. Служил на ответственных командных и штабных должностях. В 1970-х годах служил в Белорусском военном округе в штабе 26-й воздушной армии начальником политотдела армии. Был избран депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 9-го созыва.

С 1979 года генерал-лейтенант авиации А.С. Кравцов – в отставке. Жил в Минске.

Скончался 22 октября 2006 года. Кремирован, урна с прахом А.С. Кравцова по его устному завещанию, была захоронена в реке Свислочь, напротив парка имени Максима Горького, в городе Минск*.

Награжден 2 орденами Ленина (23.02.1945; …), 5 орденами Красного Знамени (25.08.1943; 24.12.1943; 2.02.1944; …), орденом Александра Невского (23.03.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (15.08.1944; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями.

На Аллее Героев города Красный Сулин установлен барельеф А.С. Кравцова.


*ответ на запрос из Военного комиссариата города Минск Республики Беларусь от 21.02. 2018 № ог/6/529 (по данным Википедии)


Лейтенант А.С.Кравцов начал свою боевую деятельность в апреле 1943 года на Южном (с 20 октября 1943 года – 4-м Украинском) фронте. В боевых вылетах принимал участие с 18 августа 1943 года в должности заместителя командира эскадрильи. В составе 8-й воздушной армии принимал участие в Донбасской наступательной операции (13 августа – 22 сентября 1943 года), в том числе прорыве обороны противника на реке Миус, разгроме Таганрогской группировки противника и освобождении Донбасса; Мелитопольской наступательной операции (26 сентября – 5 ноября 1943 года), в том числе освобождении города Мелитополь; Никопольско-Криворожской наступательной операции (30 января – 29 февраля 1944 года) и освобождении города Никополь; Крымской наступательной операции (8 апреля – 12 мая 1944 года), в том числе освобождении города – Героя Севастополь, за что его полку присвоено почетное наименование Севастопольского.

После освобождения Крыма 289-я штурмовая авиационная дивизия была передислоцирована в Прибалтику.

На 3-м Прибалтийском фронте в составе 14-й воздушной армии принимал участие в освобождении Эстонии и Латвии – Тартуской наступательной операции (с 18 августа по 6 сентября 1944 года) и Рижской наступательной операции (с 14 сентября по 22 октября 1944 года) – составной части Прибалтийской стратегической операции.

К 30 октября 1944 года произвел 136 успешных боевых вылетов на штурмовике Ил-2, за что был представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа (в сокращении):

За период участия в Отечественной войне с 17.07.1943 по 30.10.1944 года произвел 136 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника в качестве ведущего групп.
За это время тов. Кравцов участвовал в операциях: по прорыву сильно укрепленной полосы на реке Миус, по ликвидации Таганрогской группировки, по освобождению Донбасса, по прорыву обороны противника на реке Молочная, по освобождению города Мелитополь, по разгрому Никопольской группировки противника, по освобождению Крыма и в настоящее время участвует в освобождении советской Прибалтики.
Имея большой опыт Отечественной войны в тактическом отношении, отлично владеет современной техникой – самолетом ИЛ-2, не имеет в бою поражений. Имеет большой опыт вождения групп на боевые задания в самых сложных метеорологических условиях и в условиях сложной тактической обстановки.

За весь период боевых действий лично им уничтожено и повреждено: 63 танка, 146 автомашин, до 17 батарей полевой артиллерии, до 23 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, до 19 минометной батарей, 7 цистерн с горючим, составом группы из 6 самолетов разбит железнодорожный эшелон с боеприпасами, в составе пары уничтожил 1 бронепоезд, рассеял и частью уничтожил до двух полков пехоты противника. В воздушном бою сбил 1 истребитель противника.
Его эскадрилья в период с 13.09.1943 по 30.10.1944 года произвела 603 успешных боевых вылета. За этот же период имеет 3 боевых потери, 3 летчика. 3 воздушных стрелка.

28 августа 1943 года перед группой тов. Кравцова была поставлена задача – не допустить отхода противника и увоза морем военной техники из Таганрогского порта. Для выполнения этой задачи налет было необходимо произвести внезапно. Приняв тактически грамотное решение, отважная пятерка набрала высоту 1200 м и со стороны Азовского моря, постепенно теряя высоту, на приглушенных моторах внезапно нанесла удар по транспортам, производившим погрузку в Таганрогском порту. Находившиеся в районе погрузки средства ПВО не успели дать ни одного залпа. Наши самолеты, произведя второй заход, уничтожили 2 орудия зенитной артиллерии с прислугой. В результате прямых попаданий бомб и обстрела огневыми средствами самолетов уничтожены 2 судна малых размеров, потоплены 3 шаланды с грузом. На обратном пути группа обнаружила в районе Анастасиевки скопление до 400 автомашин, данные сообщены наземному командованию.

11 октября 1943 года группе из 5 самолетов Ил-2 под командованием тов. Кравцова была поставлена задача – отыскать железнодорожный эшелон, подвозящий войска и технику в город Мелитополь. По пути тов. Кравцов обнаружил аэродром противника у пункта Новогригорьевка и решил попутно атаковать находящиеся на нем самолеты противника. Группа сделала один заход на бреющем полете. Прямым попаданием сброшенных бомб по стоянкам самолетов, реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем на аэродроме уничтожено 8 самолетов ФВ-190. Ввиду внезапности удара, зенитная артиллерия противника огонь не вела, и группа потерь не имела. Продолжая выполнять поставленную задачу, группа обнаружила товарный эшелон, направлявшийся в город Мелитополь, и атаковала его. Тремя заходами группа разбила и сожгла 16 платформ с пушками, подавила огонь 1 батареи зенитной артиллерии и без потерь вернулась на свой аэродром.

16 октября 1943 года при освобождении города Мелитополь наши пехотные части подошли к железнодорожной станции Тащенак и попали под обстрел вражеского бронепоезда. Необходимо было уничтожить его, чтобы обеспечить продвижение пехоты. Задачу осложнял сильный ветер (до 21 м/сек) с пылью, значительно ухудшавший видимость. Поставленную задачу выполняла пара Ил-2 (ведущий тов. Кравцов). Пройдя над указанным уму местом, он бронепоезда не обнаружил, так как окраска бронепоезда сливалась с окружающей местностью. Снизившись до 70 метров и отойдя в сторону, пара обнаружила бронепоезд, ведущий огонь по нашей пехоте. Произведя 2 атаки, оба самолета сбросили бомбы и обстреляли его из пушек и пулеметов. Прямыми попаданиями бомб бронепоезд был уничтожен, что было подтверждено наземным командованием.

30 декабря 1943 года тов. Кравцов парой производил разведку войск противника, сосредоточившихся на Никопольском плацдарме в районе Николаевка – Нижнеднепровка. Попав в зону сильного заградительного огня зенитной артиллерии, вследствие разрыва в кабине летчика малокалиберного снаряда, тов. Кравцов получил сильный ожог лица; на самолете были повреждены почти все пилотажные приборы. Несмотря на это, Кравцов продолжал выполнять поставленную задачу, умело пилотируя самолет в сложных метеоусловиях, выполнив ее, без приборов вернулся на свой аэродром и отлично произвел посадку.

9 апреля 1944 года группе капитана Кравцова была поставлена задача уничтожить бронепоезд противника, находящийся в районе 8 км южнее станции Армянск. Район, где находился бронепоезд, был прикрыт сильным огнем зенитной артиллерии. Хорошо зная район действий, тов. Кравцов решил произвести атаку с севера – с направления. менее всего ожидаемого противником.
Рискуя каждую минуту быть сбитым, с группой перешел на бреющий полет и на цель вышел на высоте 50 – 70 метров. Противотанковые бомбы были сброшены точно по бронепоезду, который в результате нескольких сильных взрывов находящихся в нем боеприпасов был полностью уничтожен. Результат штурмовки подтвержден фотографированием. Кроме того, группой в этом районе было уничтожено 5 танков и подавлен огонь зенитной батареи. Группа вернулась на свой аэродром.

Радиосредствами в воздухе пользуется отлично и быстро принимает и исполняет команды с земли на перенацеливание. Умело применяет всей группой противозенитный маневр, отлично бомбит и стреляет. Свои примером боевой работы увлекает весь летный состав, а сои знания и боевой опыт передает подчиненным. Не имеет ни одного случая потери ориентировки, на цель выходит точно и в указанное время.

За отличное выполнение боевых заданий по уничтожению Таганрогской группировки противника, за непосредственное участие в разгроме немецких войск во время освобождения Донбасса, города Мелитополь, умелое ведение воздушного боя с превосходящими силами противника, умелое управление своими группами над полем боя, за произведенные им 136 успешных боевых вылетов и проявленные при этом геройство и отвагу достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 947 штурмового авиационного Севастопольского полка подполковник Рябчевский
30 октября 1944 года


В дальнейшем на 1-м Прибалтийском фронте в составе 3-й воздушной армии А.С.Кравцов участвовал в поддержке наземных войск фронта в наступательных боях на шяуляйском направлении, разгроме шяуляйской группировки противника, прорыве к Балтийскому морю, блокировании на Курляндском полуострове германской группы войск «Север». К 24 января 1945 года совершил 147 боевых вылетов, за что награжден орденом Александра Невского.

На 2-м Прибалтийском, а с 1 апреля 1945 года – Ленинградском фронте (Курляндская группа войск) в составе 15-й воздушной армии участвовал в разгроме курляндской группировки противника.

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» была вручена командиру эскадрильи 686-го штурмового полка 289-й штурмовой авиационной дивизии 18 июня 1945 года.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»