Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Сухов Николай Дмитриевич

Сухов Николай Дмитриевич

08.08.1914 - 26.10.1983

Герой Советского Союза

Даты указов

01.07.1944

Медаль № 3046

Николай Дмитриевич Сухов - заместитель командира эскадрильи 44-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Донского полка, гвардии капитан.

Родился 8 августа 1914 года в городе Вольске Саратовской области. Русский.

Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. Работал сварщиком на одном из предприятий в городе Баку (ныне столица Азербайджанской Республики), одновременно учился в аэроклубе. В 1937 году призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Одесское авиационное училище.

С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией сражался в составе 8-й и 16-й Воздушных армий на Западном, Воронежском, Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях на центральном участке фронта, Сталинградской и Курской битвах, освобождении Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Ранен в ногу в 1941 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за 672 боевых вылета на бомбардировщиках У-2 и По-2, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество гвардии капитану Сухову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3046).

С 1946 по 1959 год Н.Д. Сухов служил в органах КГБ. Капитан запаса, жил и работал в городе Сочи Краснодарского края.

Умер 26 октября 1983 года. Похоронен в Сочи.

Награжден орденом Ленина (1.07.1944), двумя орденами Красного Знамени (..., 1942), орденом Отечественной войны 1-й степени (1943), медалями "За боевые заслуги" (1947), "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За безупречную службу" 2-й степени и четырьмя другими медалями.


Войну Сухов Н.Д. встретил в Гомеле. В то время он был истребителем, летал на "чайке", прикрывал наши наземные войска и тыловые объекты от налетов вражеской авиации. В одном из боев он удачно атаковал бомбардировщик Ю-88 и сбил его. Вскоре полк получил истребители Як-1, но Сухову Н.Д. не пришлось летать на новых машинах. Его вызвали в штаб и сказали, что он назначается командиром звена в 598-й бомбардировочный авиационный полк, на вооружении которого были самолеты У-2. Многие его товарищи считали такое повышение оскорбительным для боевого летчика-истребителя и говорили: "Это, Сухов, все равно, что пересесть с автомобиля на повозку". Однако боевая работа на тихоходном "кукурузнике" пришлась Сухову Н.Д. по душе, и в последующем он совершил на этой машине многие боевые подвиги.

Во время ожесточенных боев под Харьковом весной 1942 года командование приняло решение силами авиации нанести удар по харьковскому аэродрому, на котором базировались вражеские бомбардировщики. В ночь на 21 мая вылетел на это задание и лейтенант Сухов Н.Д. Над аэродромом его У-2 попал в лучи прожекторов и был обстрелян огнем зенитной артиллерии. Сильные лучи ослепили летчика, взрывы снарядов бросали машину из стороны в сторону. Казалось, гибель неминуема, но Сухов Н.Д. не сдавался. Он осветил цель и увидел на стоянке вражеские бомбардировщики, сбросил на них бомбы. От удачного попадания загорелись два "юнкерса".

Особенно отличился Сухов Н.Д. при разгроме противника под Сталинградом. Он летал на задания в любую погоду - при снегопадах, в тумане, во время 30-градусных морозов. В некоторые ночи он делал по 8 - 10 боевых вылетов и точными ударами наносил противнику большой урон. Так, например, в ночь на 20 января 1943 года при сильном противодействии зенитной артиллерии противника Сухов в районе Городище подавил огневую точку фашистов, уничтожил самолет на аэродроме и две автомашины.

Десятки боевых вылетов днем и ночью были сделаны Суховым Н.Д. на разведку противника. Доблесть и мужество проявил летчик 7 июля 1942 года во время тяжелых оборонительных боев наших войск на Дону. Сухов имел задачу установить линию фронта, определить, где наши войска, в какие районы вышел противник. Летчик отлично выполнил приказ командования. Самолет, на котором он летал на задание, имел такие повреждения от пуль и осколков зенитных снарядов, что после приземления на своем аэродроме был признан непригодным для дальнейших полетов...

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.