Герой Социалистического Труда
Транспорт: Лётчики ГВФ
Витковский Александр Константинович

Витковский Александр Константинович

23.08.1923 - 24.02.1994

Герой Социалистического Труда

Даты указов

16.04.1963

Медаль № 10399

Орден Ленина № 343429

Витковский Александр Константинович – командир авиационного отряда Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР, город Москва.

Родился 23 августа 1923 года в городе Прикумск (ныне – Будённовск Ставропольского края).

В 1941 году окончил 9 классов средней школы № 1 города Георгиевск Орджоникидзевского (с января 1943 года – Ставропольского) края. По окончании школы был мобилизован на военную службу в Гражданский воздушный флот (ГВФ). Поступил в Орджоникидзевское летное училище, которое окончил в 1943 году. Участник Великой Отечественной войны. Служил пилотом 4-й эскадрильи 4-го отдельного авиационного полка ГВФ Авиации дальнего действия на Волховском и Ленинградском фронтах. Награжден боевыми орденами.

Демобилизовавшись с военной службы в звании майора, работал пилотом, командиром корабля Ту-114, а затем командиром авиационного отряда Главного управления (ГУ) ГВФ при Совете Министров СССР. Стал лётчиком высшего класса. Проложил воздушные трассы, Москва – Дели и Москва –Пекин.

После того как в 1962 году США ввели блокаду Кубы, полеты самолетов «Аэрофлота» туда, превратились в сложнейшую задачу. Советско-кубинское соглашение о воздушном сообщении было подписано в Гаване в июле 1962 года, однако ни одна европейская страна не дала согласия не только на посадку, но даже на пролет ее территории для полетов советских гражданских самолетов на Кубу. Поэтому начальник ГУ ГВФ генерал-полковник авиации Е.Ф. Логинов начал искать, прямо скажем, экстравагантные пути. Так, было выполнено несколько рейсов по маршруту Москва – Конакри – Гавана, но их пришлось остановить из-за технического состояния аэродрома в Конакри (Гвинея). С 7 января 1963 года полеты в Гавану стали выполняться через Мурманск и далее по нейтральным водам Северного и Атлантического океанов. Самолеты летали регулярно, по расписанию. Каждый рейс Ту-114 был героическим – летели практически втемную, без метеообеспечения и помощи диспетчерской службы, летели с минимальным запасом топлива, что ограничивало коммерческую загрузку до 4,5-5,0 тонн. Кого и что отправить очередным рейсом, решалось на самом верху, но рейсы выполнялись по расписанию, без инцидентов. Самоотверженная работа летного и технического состава «Аэрофлота» во многом способствовала мирному разрешению Карибского кризиса. Многие летчики, штурманы, инженеры гражданской авиации были награждены высокими правительственными наградами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1963 года за самоотверженный труд и выдающиеся достижения в освоении авиационной техники Гражданского воздушного флота Витковскому Александру Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В марте 1964 года назначен командиром вновь созданного 210-го лётного отряда самолётов Ту-114 Транспортного управления международных воздушных линий (ТУ МВЛ) Главного управления ГВФ (с августа 1964 года – Министерства гражданской авиации (МГА) СССР).

В августе 1967 года по решению Министра гражданской авиации СССР маршала авиации Е.Ф. Логинова в составе 210-го летного отряда ТУ МВЛ была образована авиаэскадрилья самолетов Ил-62. 15 июля 1968 года самолёт Ил-62, пилотируемый Александром Витковским и Борисом Егоровым, выполнил исторический рейс № 3 по маршруту Москва – Монреаль – Нью-Йорк, установив тем самым прямое авиасообщение между СССР и США. Не обошлось без курьеза: после 10-часового перелета, Ил-62 оказался в очереди на посадку в Нью-Йорке и кружил в небе еще полтора часа – настолько интенсивным был трафик в воздушном пространстве аэропорта имени Дж. Кеннеди.

В последующие годы являлся начальником эксплуатационного управления международных линий МГА СССР, а затем начальником Центра подготовки авиационного персонала (до 1981 года – 18-й Учебно-тренировочный отряд), где трудился до выхода на заслуженный отдых.

Жил в Москве. Умер 24 февраля 1994 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Заслуженный пилот СССР (17.08.1973).

Награждён орденами Ленина (16.04.1963), Красного Знамени (16.10.1957), Отечественной войны 1-й (12.08.1944) и 2-й (11.03.1985) степени, Красной Звезды (31.07.1961), медалями.

Имя А.К. Витковского носит самолет SSJ-100, принадлежащий ПАО «Аэрофлот».


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»

Публикации в сети Интернет