Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Шашлов Яков Афанасьевич

Шашлов Яков Афанасьевич

13.06.1915 - 23.12.1956

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 8250

Шашлов Яков Афанасьевич — заместитель командира 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 2-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, гвардии майор.

Родился 13 июня 1915 года в селе Дмитриевка, ныне Саракташского района Оренбургской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил семь классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского ученичества. В 1937 году окончил Балашовскую авиационную школу лётчиков гражданского воздушного флота и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. Служил в Борисоглебской, Балашовской, Кировобадской военных авиационных школах лётчиком-инструктором, командиром звена. С сентября 1942 года участвовал в боях Великой Отечественной войны.

Воевал в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задания на всех фронтах и в глубоком тылу противника. Считался одним из лучших лётчиков в полку, выполнял ответственные боевые задания ночью в сложных метеорологических условиях.

Много раз Я.А. Шашлов водил свой двухмоторный бомбардировщик Ил-4 на различные задания. Он участвовал в массированных налётах нашей авиации на военно-промышленные объекты врага в глубоком тылу, в том числе в городах Хельсинки, Тильзит, Будапешт, Дебрецен, Лодзь, Бреслау, Кенигсберг.

С августа 1943 года Я.А. Шашлов – командир эскадрильи. Ночью 8 июля 1943 года при выполнении ответственного задания штаба фронта пилотируемый им самолёт был сильно поврежден зенитным огнём и истребителями противника. Машина сделалась трудноуправляемой, шасси не выпускались.

Казалось, единственным выходом было посадить самолет с убранным шасси. Но Я.А. Шашлов, чтобы спасти машину, принял другое решение. Он выработал горючее из правой плоскости и, переместив тем самым точку равновесия, мастерски посадил самолёт на одну ногу, сохранив машину и экипаж.

Бережное отношение к боевой технике, умение найти правильное решение в самых трудных условиях боя и мастерство – все это он прививал лётчикам своей эскадрильи.

С марта 1945 года гвардии майор Я.А. Шашлов – заместитель командира 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. К концу войны он совершил 200 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4, из них 199 ночью, с налётом 857 часов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне гвардии майору Шашлову Якову Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Совершенствовались самолёты, это требовало новых знаний. В 1947 году он окончил Высшую авиационную школу. Продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. В апреле 1956 года был назначен заместителем командира авиационного соединения, передавал боевой опыт лётному составу.

23 декабря 1956 года полковник Я.А. Шашлов погиб в авиационной катастрофе. Похоронен  на Коминтерновском кладбище города Воронеж

Награжден двумя орденами Ленина (19.08.1944, 15.05.1946), орденом Красного Знамени (21.07.1943), двумя орденами Красной Звезды (07.03.1943, …), медалями, в т.ч. медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда». 


Из наградного листа к ордену Красного Знамени:
В действующей Армии с сентября месяца 1942 года, с указанного времени находясь в полку, быстро овладел техникой лётного дела на самолёте Ил-4, включился в строй боевых экипажей и успешно произвёл 25 боевых ночных вылетов, в составе экипажа: штурмана гвардии старшего сержанта Прокофьева и воздушного стрелка-радиста гвардии сержанта Хазалян, по бомбардированию: аэродромов, железнодорожных узлов, эшелонов, и по уничтожению живой силы и техники противника в районах военных действий: Смоленск, Витебск, Шаталово, Ржев, Сычевка, Сталинград и др.
Боевые задания выполнялись успешно. Энергичный, волевой и растущий командир-лётчик. Дело своё любит. В совершенстве овладел ночными полётами в сложных метеоусловиях. Много работает над повышением техники лётного дела и воспринимает советы от старых опытных лётчиков. В воздухе смел и настойчив при выполнении боевых заданий. Экипаж его бесперебойно поддерживает связь самолёта с землёй. Является образцом соблюдения воинской и партийной дисциплины. Идеологически выдержан, политически и морально устойчив.
Достоин Правительственной награды ордена «Красное Знамя».
Командир 3-го гвардейского авиационного полка гвардии подполковник Щербаков.
10 февраля 1943 года.
Решением вышестоящего начальства вместо ордена Красного Знамени награжден орденом Красной Звезды (07.03.1943).

Из наградного листа к ордену Ленина:
В действующей армии с сентября месяца 1942 года. Находясь в 3-м гвардейском авиаполку и с мая месяца 1943 года в 18 гвардейском авиаполку, в совершенстве овладел техникой самолётовождения в сложных метеоусловиях. За указанный период времени успешно произвёл 78 боевых вылетов ночью. После награждения произвёл 50 боевых вылетов ночью  в составе экипажа: штурмана гвардии младшего лейтенанта Прокофьева и воздушного стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Хазалян, по бомбардированию: аэродромов, железнодорожных узлов, эшелонов, и по уничтожению живой силы и техники противника в районах военных действий: Смоленск, Витебск, Шаталово, Ржев, Сычевка, Сталинград, Орёл, Ростов и другие.
В том числе произвёл 3 боевых вылета на дальние цели по бомбардированию военно-промышленных объектов противника: Кенигсберг, Данциг и Тильзит, боевые задания все выполнялись отлично. Энергичный, волевой и растущий командир-лётчик, как заместитель командира авиационной эскадрильи своим личным примером вдохновляет личный состав авиационной эскадрильи на быстрейший разгром немецких полчищ, много работает над повышением техники лётного дела. В воздухе смел и настойчив при выполнении боевых заданий. Экипаж его бесперебойно поддерживает связь самолёта с землёй. Является образцом соблюдения воинской и партийной дисциплины.
Достоин правительственной награды орден «Ленина».
Командир 2-й эскадрильи гвардии капитан Тихомолов.
26 июня 1943 года.
Решением вышестоящего начальства вместо ордена Ленина награжден орденом Красного Знамени (21.07.1943).

Из наградного листа к званию Героя Советского Союза:
В действующей армии с сентября месяца 1942 года, находясь в 3 гвардейском авиационном полку, затем с мая месяца 1943 года в 18-м гвардейском авиаполку. За проявленное геройство, отвагу и мастерство при выполнении боевых задач выдвинут на должность командира авиационной эскадрильи. Командуя эскадрильей, капитан Шашлов проявил ещё больше личной храбрости, заражая своим примером лётчиков эскадрильи. За указанный период времени успешно произвёл 145 боевых вылетов ночью в составе экипажа: штурмана гвардии лейтенанта Прокофьева, воздушного стрелка-радиста гвардии старшины Хазалян и воздушного стрелка гвардии старшего сержанта Воробьёва. В том числе произвёл 7 боевых вылетов на дальние цели по бомбардированию административных центров и военно-промышленных объектов противника: Кенигсберг – 10.4.1943, Тильзит – 12.4.1943, Хельсинки – 7.2.1944 дважды, 16.2 и 26.2.1944 года дважды.
После последнего награждения произвёл 45 боевых вылетов ночью по бомбардированию железнодорожных узлов, аэродромов и эшелонов противника в районах военных действий: Таллинн, Нарва, Псков, Каннухо, Пустошка, Гомель, Рославль, Полоцк и другие. Из них на дальние цели по бомбардированию административного центра столицы противника 5 боевых вылетов город : 7.2.1944 дважды, 16.2 и 26.2.1944 года дважды.
Отличный лётчик, смело и уверенно летает, всегда успешно выполняет боевые задания, так, например: в июле месяце 1943 года после выполнения боевого задания возвращался на свой аэродром обстрелянный сильным зенитным огнём противника. Самолёт был повреждён, в результате чего одна нога шасси не выпускалась, казалось, единственным выходом было посадить самолёт с убранными шасси. Но, не желая выводить самолёт из строя, капитан Шашлов выработал горючее из правой плоскости и, переместив тем самым точку равновесия, он посадил самолёт на одну ногу, коснувшись земли левой консолью, мастерски произвёл посадку, сохранив боевую машину. Вторично в том же месяце после выполнения боевого задания его самолёт был повреждён сильным огнём ЗА противника. На подбитом самолёте, перетянув линию фронта, требовалась немедленная посадка вне аэродрома, но благодаря своей смелости, находчивости и лётного мастерства отлично посадил самолёт с выпущенными шасси без повреждений.
Эти примеры бережливого отношения к боевой технике, умение найти правильное решение в самых трудных условиях боя, дисциплины, большой опыт и боевое мастерство он прививает лётчикам своей эскадрильи. В совершенстве владеет ночными полётами и техникой пилотирования в сложных метеоусловиях. Инициативный, волевой и настойчив при выполнении боевых задач. За время его командования эскадрильей, эскадрилья произвела свыше 500 боевых вылетов с налётом 1500 часов, сброшено бомб свыше 580960 кг, что составляет средняя бомбовая нагрузка на самолётовылет 1240 кг. Требовательный к себе и подчинённым, выдержанный командир-воспитатель. Заслуженно пользуется боевым авторитетом среди личного состава. Является образцом соблюдения воинской и партийной дисциплины, идеологически выдержан, политически и морально устойчив. Воспитывает в личном составе скромность, храбрость и мастерство.
Достоин высшей правительственной награды звания «Герой Советского Союза».
Командир 18-го гвардейского авиационного полка гвардии подполковник Вавилов.
2 апреля 1944 года.
Решением вышестоящего начальства вместо звания Героя Советского Союза награжден орденом Ленина (19.08.1944).

Из наградного листа к званию Героя Советского Союза:
В действующей армии с сентября месяца 1942 года, находясь в 3 гвардейском авиационном полку, а затем с мая месяца 1943 года в 18 гвардейском авиаполку произвёл 200 боевых вылетов, из них 199 ночью с налётом 857 часов. В составе экипажа: штурмана гвардии капитана Прокофьева, воздушного стрелка-радиста гвардии старшины Хазалян и воздушного стрелка гвардии старшины Воробьёва. В том числе произвёл 14 боевых вылетов на дальние цели на бомбардирование административных центров и военно-промышленных объектов противника: Хельсинки – 7.2.1944 дважды, 16.2 и 26.2.1944 года дважды, Тильзит – 12.4.1943 года, 24 и 27.8.1944 года, Будапешт – 14.9.1944 года, Дебрецен – 15.9.1944 года, Лодзь – 16.1.1945 года, Бреслау – 18.1.1945 года, Кенигсберг – 10.4.1943 года и Брест – 13.5.1944 года.
С момента последнего представления к награждению произвёл 55 боевых вылетов, а с момента последнего награждения 12 боевых вылетов на бомбардирование железнодорожных узлов, аэродромов и эшелонов противника. Из них на дальние цели 6 боевых вылетов: Тильзит 24 и 27.8.1944, Будапешт 14.9.1944 года, Дебрецен 15.9.1944 года, Лодзь 16.1.1945 года, Бреслау 18.1.1945 года.
За проявленное геройство, отвагу и мастерство при выполнении боевых задач в августе месяце 1943 года выдвинут на должность командира авиационной эскадрильи. Командуя эскадрильей, майор Шашлов проявил ещё больше личной храбрости, заражая своим примером лётчиков эскадрильи. В марте месяце 1945 года выдвинут на должность заместителя командира авиационного полка. С возложенными на него обязанностями справляется успешно. Отличный лётчик и знаток своего лётного дела. Аварий и поломок не имеет. Боевые задания, как правило, выполняет успешно. Так, например: в июле месяце 1943 года после выполнения боевого задания возвращался на свой аэродром обстрелянный сильным зенитным огнём противника. Самолёт был повреждён, в результате чего одна нога шасси не выпускалась, казалось, единственным выходом было посадить самолёт с убранными шасси. Но, не желая самолёт выводить из строя, майор Шашлов выработал горючее из правой плоскости и, переместив тем самым точку равновесия, он посадил самолёт на одну ногу, коснувшись земли левой консолью, мастерски произвёл посадку, сохранив боевую машину. Вторично в том же месяце после выполнения боевого задания его самолёт был повреждён сильным огнём ЗА противника, на подбитом самолёте, перетянув линию фронта, требовалась немедленная посадка вне аэродрома, но благодаря своей смелости, находчивости и лётного мастерства отлично посадил самолёт с выпущенными шасси без повреждений.
Эти примеры бережливого отношения к боевой технике, умение найти правильное решение в самых трудных условиях боя, дисциплины, большой опыт и боевое мастерство он прививает лётчикам своей эскадрильи. В совершенстве владеет ночными полётами и техникой пилотирования в сложных метеоусловиях. Много проявил заботы по вводу в строй молодых лётчиков. Только за период с апреля по сентябрь месяцы 1944 года им лично было введено в строй 14 молодых лётчиков, которые выполняют боевую работу на полный радиус действия и большинство из них уже имеет от 50 до 100 боевых вылетов.
За время его командования эскадрильей, эскадрилья произвела 640 боевых вылетов с налётом 2808 часов, сброшено бомб 691080 кг, что составляет средняя бомбовая нагрузка на самолётовылет 1080 кг. Требователен к себе и подчинённым. Выдержанный командир-воспитатель. Кроме того с сентября месяца 1944 года по март месяц 1945 года, работая в должности инспектора-лётчика по технике пилотирования дивизии, с возложенными на него обязанностями справляется хорошо. При поверке техники пилотирования у лётного состава проявляет исключительную требовательность и замеченные недостатки устраняет немедленно. Обладает исключительной скромностью, инициативой и находчивостью в боевой работе. Заслуженно пользуется деловым авторитетом среди личного состава полка. Культурный офицер. Является образцом соблюдения воинской и партийной дисциплины. Идеологически выдержан, политически и морально устойчив.
Достоин высшей Правительственной награды звания «Герой Советского Союза».
Командир 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного Севастопольского Краснознамённого полка гвардии полковник Вавилов.
4 мая 1945 года. 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Россовский В.П. Золотые Звезды Оренбуржья, 1989