Мохов Александр Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 4915
Орден Ленина № 115847
Мохов Александр Иванович — бортмеханик Московской авиагруппы особого назначения Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР.
Родился 26 июня 1908 года в деревне Мосеево Корчевского уезда Тверской губернии (ныне не существует, территория Конаковского района Тверской области). Русский. Из крестьян. В 1916—1918 годах учился в 4-м Выборгском городском училище. Со смертью отца в 1918 году переехал с матерью из Выборга, отошедшего к Финляндии, в Москву. Там продолжил учёбу в семилетней школе №23, которую окончил в 1923 году.
Трудовую деятельность начал в 1924 году учеником электромонтажника в одной из московских мастерских, пока та не была ликвидирована. С 1927 года работал электромонтажником на заводе имени Лепсе (завод №33). В 1931 году в связи с переводом электроцеха за черту Москвы перешёл на должность радиотехника в Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил РККА (ныне — Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова). С 1928 по 1932 год учился на рабфаке Автотракторного института в Москве, получил специальность техника по электрооборудованию.
В 1933—1936 годах работал радиотехником в Управлении полярной авиации Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) при Совете Народных Комиссаров (с 1946 года — Совете Министров) СССР. В 1935 году переучился на бортмеханика и вскоре был командирован на Север.
С 1936 по 1939 год — бортмеханик-бортрадист Чукотской авиационной группы ГУСМП в посёлке Черский Нижнеколымского района Якутской АССР, ныне — Республика Саха (Якутия). В августе — сентябре 1937 года в составе экипажа М. Н. Каминского на самолёте П-5 Н-42 участвовал в поисках в Чукотском море пропавшего самолёта Героя Советского Союза С. А. Леваневского. 21 сентября 1938 года на самолёте ПС-7 Н-162 в составе экипажа М. Н. Томилина и первого бортмеханика И. М. Коротаева в районе острова Малый Диомид обнаружил и доставил на базу четырёх гидрологов с полярной станции Уэлен, пропавших 17 сутками ранее и унесённых штормом на катере в Берингов пролив. За успешное выполнение задания экипаж был отмечен благодарностью начальника Управления полярной авиации Главсевморпути и премией в размере месячного оклада.
Летал на ледовую разведку и изыскания на первых гидросамолётах Дорнье «Валь», КР-6А. Неоднократно выполнял роль бортрадиста. В январе 1939 года получил благодарность от начальника Управления полярной авиации Главсевморпути за участие в спецзадании по оказанию помощи Горной экспедиции в одном из труднодоступных районов Чукотки. В составе экипажа командира Чукотского авиаотряда М. Н. Каминского на самолёте Г-1 Н-174 выполнял роль бортмеханика и одновременно бортрадиста. В том же году «за самоотверженную стахановскую работу по освоению Чукотки» был награждён похвальной грамотой ГУСМП и значком «Почётный полярник», а также объявлен лучшим бортмехаником Чукотского авиаторяда.
В 1939 году переведён в Москву, где стал работать бортмехаником 1-го класса в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации ГУСМП при Совнаркоме СССР; проработал в этом подразделении на лётной работе 20 лет. В качестве радиста вылетал на ледовую разведку в экипаже И. С. Котова на самолёте ПС-7 Н-277 в Восточный сектор Арктики. В 1940 году награждён медалью «За трудовое отличие».
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, окончил Школу высшей лётной подготовки в городе Тушино Красногорского района Московской области (ныне в составе Москвы), получил квалификацию «бортмеханик-бортрадист». Служил бортмехаником Беломорского отряда Полярной авиации ГУСМП, обеспечивая работу самолёта СБ-01, прикомандированного к Беломорской военной флотилии во время ответственных вылетов на ледовую разведку. За обеспечение проводки в Белом море военных караванов награждён орденами «Знак Почёта» (1944), Отечественной войны 2-й степени (1945) и медалью «За боевые заслуги» (1945). В 1942 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
После войны продолжил службу в Московской авиагруппе особого назначения Управления полярной авиации ГУСМП при СМ СССР. В должности старшего механика участвовал в ряде высокоширотных воздушных экспедиций в Арктике, в том числе «Север-2» (март — май 1948 года), «Север-4» (апрель — май 1949 года), «Север-5» (март — май 1950 года), «Север-6» (март — май 1954 года), которые проводились совместно с Военно-воздушными силами и Воздушно-десантными войсками Вооружённых Сил СССР. Работа экспедиций была организована методом «прыгающих групп». В разные части Арктического бассейна забрасывались отряды исследователей. Количество таких точек в 1949 году дошло до тридцати. Вылетал на ледовую разведку, определяя районы будущих ледовых аэродромов и полярных станций.
Экспедиция «Север-4» завершилась 16 мая 1949 года беспосадочным перелётом самолёта Пе-8 СССР-Н396 под командованием В. С. Задкова с базы №5 (88° с.ш., 170° в.д.) через Северный полюс в Москву. В этом полёте выполнял роль бортмеханика самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 6 декабря 1949 года за особо выдающиеся заслуги в деле изучения и освоения Арктики Мохову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В июне — сентябре 1950 года в составе экипажа летающей лодки КМ-2 Н-486 Героя Советского Союза И. И. Черевичного принимал участие в океанографической экспедиции А-127 в море Лаптевых. Целю этой экспедиции являлось снабжение дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2». Результатом экспедиции явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии. Были открыты подводный хребет Ломоносова и Канадско-Таймырская магнитная аномалия. Кроме того, выполнены программы испытаний по боевому применению военных самолётов в высоких широтах, проведён поиск арктических ледовых аэродромов для базирования истребителей и бомбардировщиков.
В январе 1952 года участвовал в открытии авиабазы «Нагурская» на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).
В 1955 году Советский Союз приступил к крупномасштабным и планомерным исследованиям 6-го континента — Антарктиды. Была организована 1-я Комплексная Антарктическая экспедиция Академии наук СССР под руководством М. М. Сомова. Принимала участие в ней и полярная авиация. Как один из наиболее опытных и заслуженных бортмехаников, Александр Иванович Мохов был направлен в экспедиционный авиаотряд. С осени 1955 года до весны 1957 года он находился в Антарктиде на станции Мирный, приобретая ценнейший опыт работы в условиях ещё малоизученного материка. На этом опыте обучались участники всех последующих Советских Антарктических экспедиций. В 1957 году он вернулся в Москву и ещё два года продолжал работать бортмехаником Московского отдельного авиаотряда Управления полярной авиации.
В феврале 1959 года в связи с ухудшением здоровья признан не пригодным для выполнения лётной работы и переведён на должность старшего авиамеханика. С 1962 года работал техником по тренажёрам 24-го учебно-тренировочного отряда Полярного управления гражданской авиации.
С 1969 года — персональный пенсионер союзного значения. Жил в Москве. Умер 14 января 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Награждён орденами Ленина (06.12.1949), Отечественной войны 2-й степени (02.12.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (19.05.1954, 29.08.1955), орденом «Знак Почёта» (01.05.1944), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (31.05.1945), «За трудовое отличие» (03.05.1940), «За оборону Советского Заполярья» (1945), значком «Почётный полярник» (1939).
Биографию предоставил Евгений Малашёнков (Санкт-Петербург), дополнил Андрей Симонов (Москва).
Биографию подготовил:
Документы на сайте «Подвиг народа»
Личное дело
Публикации в сети Интернет