Герой Социалистического Труда
Транспорт: Флот
Сорока Дмитрий Игнатьевич

Сорока Дмитрий Игнатьевич

08.11.1901 - 03.01.1975

Герой Социалистического Труда

Даты указов

03.08.1960

Медаль № 10233

Орден Ленина № 331989

Сорока Дмитрий Игнатьевич – капитан дизель-электрохода «Россия» Черноморского государственного морского пароходства Министерства морского флота СССР, город Одесса Украинской ССР.

Родился 8 ноября 1901 года в селе Голая Пристань (ныне город, районный центр Херсонской области, Украина). Украинец.

Трудиться начал в 1915 году матросом на парусном судне «Святой Николай», плавая на Чёрном море. В 1921 году окончил Херсонский морской техникум (размещался в посёлке Голая Пристань). В 1921-1922 годах работал грузчиком Батумском порту (Грузия). В 1922-1924 годах служил в Красной Армии. После увольнения в запас плавал матросом, штурманом и помощником капитана на судах Черноморского государственного морского пароходства «Ингул» и «Восток», работал лоцманом в Новороссийском порту.

В 1938-1939 годах плавал капитаном на пароходе «Ян Томп» и теплоходе «Фридрих Энгельс», а незадолго до второй мировой войны принял командование теплоходом «Тбилиси». Проявил себя как хорошо подготовленный судоводитель, умело решающий и коммерческие вопросы.

В апреле 1940 года теплоход «Тбилиси» был передан в подчинение Дальневосточного государственного морского пароходства. В 1942-1943 годах теплоход совершал рейсы в составе союзных конвоев, доставляя военные грузы из Америки и Англии в Мурманск и Архангельск.

В сентябре 1942 года следуя из Исландии в Архангельск в составе конвоя РQ-18, теплоход «Тбилиси» в Баренцевом море несколько раз был атакован с воздуха. В районе перехода конвоя действовали и гитлеровские подводные лодки. Экипаж теплохода, руководимый капитаном Д.И.Сорокой, успешно отражал атаки противника, сбив два самолета. В бою 13 сентября 1942 года он был тяжело ранен осколком бомбы на капитанском мостике, но, несмотря на это, продолжал командовать судном, обеспечив доставку боевой техники в порт назначения.

С конца 1943 года и до окончания войны был капитаном парохода «Сухона» Дальневосточного государственного морского пароходства. В послевоенное время плавал на пароходах «Сухона», турбоходах «Пётр Великий», «Советский Союз» Черноморского государственного морского пароходства. Совершал рейсы в Арктику. В 1953 году руководил перегонкой железобетонного дока №7 из порта Херсон в порт Советская Гавань. Около года командовал теплоходом «Украина».

В 1954-1973 годах – капитан пассажирского дизель-электрохода «Россия» Черноморского государственного морского пароходства. Много внимания уделял совершенствованию пассажирских перевозок, воспитанию и сплочению моряков. Судно неоднократно выходило победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании на морском транспорте.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии морского транспорта, Сороке Дмитрию Игнатьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С апреля 1974 года – на пенсии. Жил в городе Одесса (Украина). Умер 3 января 1975 года. Похоронен на 2-м Христианском кладбище в Одессе.

Награжден 3 орденами Ленина (23.01.1948; 4.11.1953; 3.08.1960), орденами Красного Знамени (10.08.1945), Трудового Красного Знамени (2.05.1949), «Знак Почета» (4.06.1942), медалями.

Именем Героя был назван балкер Черноморского государственного морского пароходства «Капитан Сорока» (позднее «Аурелия», ныне не существует). В Одессе на доме, в котором он жил, и в Голой Пристани (Херсонская область) на здании бывшего мореходного училища (ныне – городская детская библиотека), в котором он учился, установлены мемориальные доски.


 

Биографию подготовил: Александр Наровлянский

Источники

Материалы Одесского областного краеведческого музея

Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.