Герой Социалистического Труда
Искусство: Художники и скульпторы
Сарьян Мартирос Сергеевич

Сарьян Мартирос Сергеевич

28.02.1880 - 05.05.1972

Герой Социалистического Труда

Даты указов

08.03.1965

Медаль № 8954

Орден Ленина № 343170

Сарьян Мартирос Сергеевич - армянский художник, народный художник СССР.

Родился 16 (28) февраля 1880 года в городе Нахичевань-на-Дону области Войска Донского (ныне в черте города Ростов-на-Дону). Из многодетной (9 детей) крестьянской семьи. Армянин. Детство провёл на хуторе под Ростовом (ныне село Чалтырь). С 1887 года жил и учился в Нахичевани.

В 1895 году закончил Нахичеванское городское училище. Работал в городской конторе по распространению газет и журналов, тогда же начал рисовать. В 1897 году приехал в Москву и поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901-1902 годах предпринял поездку в Закавказье, впервые посетив историческую родину (Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван, озеро Севан). По итогам поездки создал первый цикл своих картин, это были пейзажи, изображающие Армению: "Макраванк" (1902), "Гора Арагац" (1902), "Буйволы. Севан" (1903), "Вечер в саду" (1903), "В армянской деревне" (1903) и другие. Также в 1904-1905 годах по впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, создал первый цикл картин "Сказки и сны" - "Король с дочерью", "У подножия Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и другие. Окончил училище в 1903 году, в 1903-1904 годах продолжал образование в портретной мастерской при училище у выдающихся мастеров русской живописи В.А. Серова и К.А. Коровина.

После окончания училища жил и работал в Москве. Приобрёл славу талантливого театрального художника. С 1907 года испытывал большое влияние французских импрессионистов (особенно Поля Гогена и Анри Матисса), при этом в своем творчестве продолжал развивать и национальные армянские традиции. На волне творческого подъёма в 1909 году создал картины "К источнику", "Зной. Бегущая собака", "Гиены", "В роще на Самбеке" и другие. В 1910 году посетил Константинополь, в 1911 году - Египет, в 1912 году - северо-запад Армении, в 1913 - Персию, в 1914 году - юг Армении. Результатом новых впечатлений стали полотна - "Улица. Полдень", "Константинопольские собаки", "Натюрморт. Виноград", "Финиковая пальма", "Армянка", "Гора Абул и проходящие верблюды", "Портрет поэта Цатуряна", "Цветы Калаки" и другие.

С 1913 года владел уже собственной мастерской в Москве и стал знаменитым художником. В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства».

После начала Первой мировой войны, в 1915 году приехал в монастырь Эчмиадзин, где активно участвовал в помощи беженцам из Турецкой Армении. С 1916 года жил и работал в Тифлисе (Тбилиси), участвовал в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году оформил изданную В.А. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года вернулся в Россию и в течение Гражданской войны жил в родном городе Нахичевани. В 1920 году был инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничал с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армянской ССР А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. Активно участвует в возрождении культурной жизни республики - в 1921 году организует Музей археологии, этнографии и изобразительного искусства в Ереване и становится первым директором этого музея. В 1922 году участвует в создании Комитета по охране памятников архитектуры, Ереванского художественного училища, Союза работников изобразительного искусства Армении (первый председатель этого Союза). Тогда же создал герб Армянской ССР и оформил занавес первого Армянского государственного театра. В начале 1920-х годов состоялся новый творческий взлёт художника, центром его внимания стали родная Армения и деятели армянской культуры (картины "Горы", "Армения", "Полуденная тишина", "Мой дворик", "Портрет поэта Е. Чаренца", "Арагац", "Ереван" и другие). Представлял Армению на первых крупных выставках работ советских художников за границей - в 1922 году в Берлине, в 1924 году - в Венеции.

В 1926—1928 годах жил и работал в Париже. Там состоялся новый взлёт творчества, толчком которого стало близкое знакомство с французскими импрессионистами, столь значительно повлиявшими на него в молодости. За полтора года работы в Париже создал более 100 работ и с большим успехом провёл свою выставку в 1928 году в парижской галерее Жерар. Однако при возвращении на Родину основная часть его парижских работ сгорела во время пожара на корабле в Стамбуле.

Вернувшись в Ереван, плодотворно работал, отдавая предпочтение портретам и ярким колоритным натюрмортам. Тогда же много занимался книжной графикой и работой в театре - создал эскизы декораций и костюмов для постановок оперы "Алмаст" А. Спендиарова (Одесса, Ереван, 1933), опер "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (Москва, 1931), "Храбрый Назар" А. Степаняна (Ереван, 1934-1935). Создал декоративное панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), за что был удостоен Гран-при выставки. После событий 1937 года, когда были репрессированы многие его друзья, находился в длительном творческом кризисе: с 1938 по 1940 год создал всего 6 картин, один из которых - знаменитый портрет Анны Ахматовой, подвергавшейся тогда гонениям.

В годы Великой Отечественной войны начался новый подъем в творчестве М. Сарьяна - с 1941 по 1945 годы он создал свыше 200 картин (в-основном в области пейзажа и портрета). С 1949 по 1952 годы - руководитель сектора теории и истории искусств Академии наук Армянской ССР. Но в начале 1950-х годов пережил жестокую и несправедливую травлю в советской прессе (его обвиняли в символизме, подражании западным модным течениям в искусстве и т.д.), его сняли с постов в Академии наук и в Союзе художников. К счастью, этот период оказался недолгим и прекратился сразу после смерти И.В. Сталина.

В 1940-1960 годах М. Сарьян пережил новое увлечение пейзажем. В поздние годы мастер вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е годы цикл "сказочных" пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами.

За выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года Сарьяну Мартиросу Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

Продолжал работать до конца жизни, окончил свою последнюю картину менее чем за месяц до кончины. Яркое, солнечное, полное ликующей жизни в её величии и бессмертии творчество М. Сарьяна стало выдающейся страницей советской живописи 20-го века и пока непревзойдённой вершиной армянского изобразительного искусства. Общепризнанный во всем мире глава творческой армянской художественной школы.

Народный художник СССР (1960). Народный художник Армянской ССР (1926). Председатель Союза художников Армянской ССР (1945-1951). Действительный член Института наук и искусств Армянской ССР (1925-1930). Действительный член Академии изобразительного искусства СССР (1947). Действительный член Академии наук Армянской ССР (1956).

Беспартийный. Депутат Верховного Совета СССР 2—4 созывов (1946—1958). Депутат Верховного Совета Армянской ССР 5-го созыва (1959-1963).

Жил в Ереване. Умер 5 мая 1972 года, на 93-м году жизни. Похоронен в пантеоне имени Комитаса в Ереване.

Ленинская премия (1961). Сталинская премия (1941). Государственная премия Армянской ССР (1966).

Награждён 4 орденами Ленина (24.11.1945, 31.05.1950, 8.03.1965, 28.02.1970), орденами Трудового Красного Знамени (7.01.1936), «Знак Почёта» (4.11.1939), медалями, в том числе «За оборону Кавказа» (01.05.1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (06.06.1945).

В Ереване и в Ростове-на-Дону М. Сарьяну сооружёны памятники. Его имя носят улицы городов Ереван, Ростов-на-Дону, села Чалтырь Ростовской области. В Ереване ещё при жизни открыт музей Мартироса Сарьяна (1967). Также его именем названа детская школа искусств в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области и школа в Ереване.


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров