Герой Социалистического Труда
Производство: Ракетостроение
Губанов Борис Иванович

Губанов Борис Иванович

14.03.1930 - 18.03.1999

Герой Социалистического Труда

Даты указов

12.08.1976

Медаль № 17851

Орден Ленина № 424978

Губанов Борис Иванович – первый заместитель начальника и главного конструктора Конструкторского бюро «Южное» Министерства общего машиностроения СССР (город Днепропетровск Украинской ССР).

Родился 14 марта 1930 года в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург).

После окончания в 1953 году Казанского авиационного института пришёл на работу на завод № 586 (ныне – Государственное предприятие «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова») в городе Днепропетровск Украинской ССР (ныне – Украина), на должность технолога цеха рулевых машин.

В том же году он был переведён в Серийное конструкторское бюро завода № 586, обеспечивавшее производство первых баллистических ракет разработанных в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва. В 1953-1965 годах – инженер, старший инженер, руководитель группы, начальник сектора, заместитель начальника отдела головных частей ОКБ-586 (с 1966 года – КБ «Южное»). В 1965-1967 годах – главный инженер, в 1967-1972 годах – начальник и главный конструктор головного конструкторского бюро КБ «Южное» Минобщемаша СССР. В 1972-1979 годах – первый заместитель начальника и главного конструктора КБ «Южное».

Активно участвовал в работах по созданию первых отечественных баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива, в частности ракет с разделяющимися головными частями. Обеспечивал непосредственное взаимодействие с разработчиками ядерных боезарядов, руководил роботами по созданию посадочно-взлётного модуля лунного орбитального корабля (блок Е).

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 12 августа 1976 года за большой вклад в разработку и создание межконтинентальных баллистических ракет Губанову Борису Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1979-1982 годах – первый заместитель генерального конструктора КБ «Южное». С 1982 по 15 июля 1993 года – первый заместитель генерального конструктора и генерального директора Научно-производственного объединения «Энергия» (ныне – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева) в городе Калининград (с июля 1996 года – Королёв) Московской области. Одновременно с этого же времени являлся главным конструктором Многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» и ракетного комплекса «Энергия».

15 мая 1987 года с космодрома Байконур был произведён запуск ракеты-носителя «Энергия» сверхтяжёлого класса с экспериментальной нагрузкой, состоящей из спутника «Полюс» (он же – массогабаритный макет «Скиф-ДМ», прототип орбитальной лазерной платформы. Аппарат не был выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации самого космического аппарата. Однако все средства массовой информации назвали этот старт успешным. В условиях секретности, СМИ транслировали этот пуск с определённой точки, чтобы «нагрузка» прикреплённая к ракете-носителю не попала в кадр. 15 ноября 1988 года состоялся триумфальный и, к сожалению, единственный полёт орбитального космического корабля многоразового использования «Буран». Он был выведен на орбиту всё той же ракетой-носителем «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от американского шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованны).

Оба этих пуска состоялись при его активном участии. В связи с болезнью генерального конструктора НПО «Энергия» В.П. Глушко являлся техническим руководителем лётных испытаний многоразовой космической системы. 

С 1993 года являлся руководителем коллектива разработчиков проекта «Воздушный старт», по которому для пуска ракеты-носителя использовался транспортный самолёт. За это время подготовил и издал капитальный четырехтомный труд «Триумф и трагедия «Энергии» (Размышления главного конструктора)». Автор и соавтор 150 научных работ и статей, рационализаторских предложений и изобретений.

Умер 18 марта 1999 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Лауреат Ленинской премии (1980).

Доктор технических наук. Действительный член Международной Академии астронавтики (1988). Являлся членом секции РАН по проблемам освоения Марса.

Награжден орденом Ленина (12.08.1976), 2 орденами Трудового Красного Знамени (26.06.1959, 17.06.1961), медалями.

При подготовке биографии использованы фото и материалы сайта «Космический мемориал» (http://sm.evg-rumjantsev.ru/).


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов