Афанасьев Борис Михайлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7577
Афанасьев Борис Михайлович – заместитель командира эскадрильи 21-го Витебского Краснознаменного истребительного авиационного полка (259-я Городокская Краснознаменная ордена Суворова истребительная авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), старший лейтенант.
Родился 5 июня 1920 года в городе Брянск в семье рабочего. Русский. Окончил неполную среднюю школу и школу фабрично-заводского обучения. Работал токарем, бригадиром ремонтной базы № 6 в поселке Урицкий (ныне в черте города Брянск).
С 1940 года – в Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. С 4 апреля 1943 года – в действующей армии. Воевал на Калининском (с 20 октября 1943 года – 1-й Прибалтийский) и 3-м Белорусском фронтах в должностях летчика, командира звена и заместителя командира эскадрильи. Летал на самолетах ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.
К концу апреля 1945 года Б.М.Афанасьев совершил 367 успешных боевых вылетов, провел 23 воздушных боя, в которых сбил 8 самолетов противника лично и 1 – в группе. 152 вылета было произведено на разведку переднего края, важных узлов и рубежей обороны, коммуникаций и аэродромов в глубине обороны противника. Ведя разведку под плотным огнем зенитной артиллерии и отражая атаки истребителей противника, Б.М.Афанасьев добывал важные разведывательные данные для последующих действий бомбардировочной и штурмовой авиации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Афанасьеву Борису Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны продолжил службу в Военно-воздушных Силах. В 1956 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1960 года полковник Б.М.Афанасьев – в запасе.
Жил в городе Рига (Латвия). Умер 14 сентября 1976 года. Похоронен на кладбище Микеля в Риге.
Награжден орденом Ленина (29.06.1945), 3 орденами Красного Знамени (25.06.1943, 24.02.1944, 20.09.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.10.1943, 30.01.1945), орденом Красной Звезды (1955), медалями, орденом КНДР «Свобода и независимость».
Из наградного листа на Б.М.Афанасьева:
«Товарищ Афанасьев на фронте Отечественной войны находится беспрерывно с 4 апреля 1943 года в составе 21-го истребительного авиационного Витебского Краснознаменного полка на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах.
За этот период проявил себя смелым, находчивым, бесстрашным летчиком-истребителем и разведчиком, отлично владеющим техникой пилотирования самолета-истребителя. Высокое мастерство техники пилотирования сочетается с умелой техникой ведения огня и тактикой воздушного боя в сложных метеоусловиях на всех высотах.
Лично товарищ АФАНАСЬЕВ заслуженно пользуется боевым авторитетом в полку. Преодолевая все трудности, отдает свои силы и знания на успешное выполнение боевых заданий, проявляя при этом отвагу, мужество и геройство.
За этот период совершил 367 успешных боевых вылетов, из них на разведку войск противника – 152, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 136, на прикрытие своих войск над полем боя – 79. Провел 23 воздушных боя, в результате которых лично сбил 8 самолетов противника и 1 самолет в группе.
С августа месяца 1943 г. по настоящее время полк выполняет основную боевую задачу – разведка войск противника перед 1-м Прибалтийским фронтом на глубину до 200 километров. Товарищу АФАНАСЬЕВУ, как наиболее подготовленному летчику, всегда поручается выполнение самых сложных и ответственных задач по разведке и несмотря на противодействие, оказываемое противником, задания выполнялись успешно и полностью.
Из числа 152 успешных вылетов на разведку войск противника с фотографированием проведено 65 вылетов, визуально – 87 вылетов.
Им разведано: железнодорожных узлов – 31, аэродромов – 24, портов – 7, фотографирование переднего края противника – 11. При этом вскрыто: железнодорожных эшелонов – 129, самолетов на аэродромах – 510, судов и барж в портах – 93, автомашин до 5534, переправ – 13.
Ведя разведку, товарищ АФАНАСЬЕВ штурмовыми действиями уничтожил: автомашин – 25, самолетов на аэродромах – 2, подавил огонь батарей полевой артиллерии – 3, МЗА – 4, повозок – 31.
4.9.43 г. в составе 2-х самолетов Ла-5 произвел разведку оборонительных сооружений на участках ДУХОВЩИНА-ЯРЦЕВО-СМОЛЕНСК. Сфотографировал оборонительный рубеж противника по реке ЦАРЕВИЧ, состоящий из противотанковых рвов, артиллерийских и минометных батарей. На станции ЯРЦЕВО обнаружил 6 железнодорожных эшелонов. По дороге ЯРЦЕВО-СМОЛЕНСК вскрыл двухстороннее движение автомашин до 100 единиц. Несмотря на сильный зенитный огонь, все объекты были сфотографированы, что способствовало наземным войскам успешно прорвать линию обороны противника по реке ЦАРЕВИЧ.
6.9.43 г., ведя разведку в составе 2-х самолетов Ла-5 аэродрома СМОЛЕНСК и оборонительных сооружений на участке СМОЛЕНСК-ДУХОВЩИНА, сфотографировал аэродром СМОЛЕНСК (северный), на котором находилось до 35 самолетов противника. Во время разведки был атакован 2 ФВ-190 и в воздушном бою сбил 1 ФВ-190. По дороге ДУХОВЩИНА-СМОЛЕНСК обнаружено продвижение противника в юго-западном направлении.
10.11.43 г. в составе 2-х самолетов Ла-5, произведя разведку города ВИТЕБСК, аэродрома ЗАРКИНКА и оборонительных сооружений вокруг города ВИТЕБСКА, несмотря на сильный зенитный огонь противника, умело маневрируя, сфотографировал 3 линии обороны противником города ВИТЕБСКА и аэродрома ЗАРКИНКА, где находилось 4 ФВ-189 и до 15 ФВ-190.
21.12.43 г. в составе 2-х самолетов Ла-5 вылетел на разведку переправ по реке ЗАПАДНАЯ ДВИНА от ВИТЕБСКА до ДВИНСКА. Обнаружил оборонительный рубеж противника вдоль реки ЗАПАДНАЯ ДВИНА и 8 переправ, в лесу северо-восточнее ГНЕЗДИЛОВИЧИ скопление танков противника. Бомбардировал аэродром УЛЛА и сфотографировал его, где обнаружил: 30 ФВ-190, 8 Ю-88 и 1 ФВ-Курьер. Над целью на высоте 3000 м был подбит прямым попаданием ЗА в левую плоскость. Отбит левый элерон и часть консоли, но несмотря на это, товарищ АФАНАСЬЕВ продолжал выполнять задание. При возвращении с боевого задания был атакован 2 ФВ-190, но благодаря отличной технике пилотирования сумел выйти из боя и привести свой самолет на аэродром.
9.10.43 г. при разведке дорог оз. СЕННИЦА-ВИТЕБСК-МЕЖА обнаружил отход противника на город ВИТЕБСК. Используя рельеф местности, произвел 4 атаки по колонне противника, при этом уничтожил: 6 автомашин, 4 подводы и рассеял до взвода пехоты противника. На дороге БЫЧИХА-ВИТЕБСК обнаружил до 500 автомашин, 28 танков и 200 подвод. Ценные данные разведки передал по радио с борта самолета на КП 3 воздушной армии, по которым вылетели штурмовики, нанеся большой урон противнику в живой силе и технике.
12.4.44 г., ведя разведку железных дорог и автоперевозок противника на участке ИДРИЦА-ЗИЛУПЕ-СИВКОВО, несмотря на сильное противодействие ЗА противника, обнаружил на станции ИДРИЦА 6 паровозов, 4 эшелона. На дороге ИДРИЦА-ЗИЛУПЕ обнаружил до 400 автомашин.
На аэродроме ИДРИЦА старший лейтенант АФАНАСЬЕВ обнаружил 50 самолетов противника. При возвращении с боевого задания над передним краем заметил аэростат противника, который обстрелял и тем самым вынудил прекратить огонь вражеских батарей по нашим боевым порядкам.
5.5.44 г. при разведке аэродрома и железнодорожного узла ПОЛОЦК товарищ АФАНАСЬЕВ, пренебрегая сильным заградительным зенитным огнем противника, сумев использовать все качества самолета ЛА-5, сфотографировал аэродром ПОЛОЦК, на котором было вскрыто 40 самолетов Ю-88, 16 Хе-111, 50 ФВ-190. При дешифрировании пленки на железнодорожном узле ПОЛОЦК обнаружено: 8 паровозов, 1500 вагонов и большое скопление автотранспорта в г. ПОЛОЦК.
22.7.44 г., выполняя задание в составе 2-х самолетов Ла-5 по разведке железнодорожного узла ДВИНСК и участка железнодорожного перегона ДВИНСК-РОКИШИС, обнаружил 10 железнодорожных эшелонов, 5 паровозов и до 1000 вагонов. При возвращении с боевого задания был атакован 6 ФВ-190 и, несмотря на сильный перевес противника, вступил в бой, сбил при этом 1 ФВ-190.
30.08.44 г., дважды вылетая на разведку порта РИГА и железнодорожного узла РИГА и рижских аэродромов, несмотря на сильное зенитное воздействие, произвел фотографирование порта, железнодорожного узла РИГА и рижских аэродромов, где обнаружены 12 крупных транспортов в порту, до 40 мелких судов и барж. На аэродромах обнаружил 101 самолет противника, на железнодорожном узле 2000 вагонов и 10 паровозов.
14.10.44 г., разведывая порт МЕМЕЛЬ, применяя хитрость воздушного разведчика, маневрируя в сильном зенитном огне, в порту обнаружил: 8 транспортов и 14 самоходных барж, на железнодорожной станции МЕМЕЛЬ обнаружил до 50 вагонов и 10 паровозов.
5.4.45 г., вылетая на разведку в составе 2-х самолетов Ла-7 порта ПИЛЛАУ, обнаружил: 2 крупных транспорта противника, 2 катера и 8 самоходных барж. Взяв курс на свой аэродром, был атакован 4 ФВ-190. Товарищ АФАНАСЬЕВ смело вступил в бой и сбил при этом 1 ФВ-190.
Выполняя боевые задачи по разведке, товарищ АФАНАСЬЕВ был 48 раз обстрелян сильным зенитным огнем противника, но, несмотря на это, проявляя умение, отвагу и геройство, все задания были выполнены успешно.
При выполнении боевых заданий по разведке три раза был подбит огнем ЗА и каждый раз, имея сильные повреждения, приводил самолет на свой аэродром.
По разведданным, добытым товарищем АФАНАСЬЕВЫМ, неоднократно вылетала бомбардировочная и штурмовая авиация, нанося большой урон противнику в живой силе и технике.
В воздушных боях товарищ АФАНАСЬЕВ смел и инициативен. Большинство проведенных воздушных боев проходили с превосходящими силами противника, из которых товарищ АФАНАСЬЕВ всегда выходил победителем.
18.7.43 г. в составе 6 Ла-5 в районе ВЕРДИНО вели воздушный бой с 18 самолетами противника Ю-87 и 10 истребителями ФВ-190, в результате которого было сбито 2 ФВ-190, из них одного лично сбил товарищ АФАНАСЬЕВ.
22.7.44 г. в составе 16 Ла-5, сопровождая штурмовиков 332 ШАД, действующих по аэродрому ДВИНСК, над целью вели воздушный бой с 30 истребителями ФВ-190, в результате которого было сбито 10 ФВ-190, из них одного лично сбил товарищ АФАНАСЬЕВ.
21.7.44 г. в составе 7 Ла-5 под командой товарища АФАНАСЬЕВА, сопровождая штурмовиков 332 ШАД в район действий РОКИШИС, вели воздушный бой с 8 истребителями противника ФВ-190, пытавшимися атаковать штурмовиков. Товарищ АФАНАСЬЕВ, умело командуя по радио группой, смело вступил в бой, в результате которого было сбито 3 истребителя противника ФВ-190, из них лично товарищ АФАНАСЬЕВ сбил одного ФВ-190, при этом не потеряв ни одного своего самолета.
Выполняя боевые задачи по сопровождению штурмовиков, товарищ АФАНАСЬЕВ надежно их прикрывает, благодаря чему штурмовики потерь от истребителей противника не имели, за что неоднократно командиры соединений штурмовиков выносили товарищу АФАНАСЬЕВУ благодарность.
За произведенные 152 успешных боевых вылета на разведку и фотографирование крупных железнодорожных узлов, аэродромов, портов и оборонительных рубежей противника, за 8 лично сбитых самолетов противника в воздушных боях и проявленные при этом геройство, отвагу и мужество старшего лейтенанта АФАНАСЬЕВА представляю к высшей правительственной награде – званию «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
Командир 21 истребительного авиационного Витебского Краснознаменного полка
подполковник Нестоянов
28 апреля 1945 года.»
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984