Герой Советского Союза
Армия: Сапёры
Митрошин Павел Александрович

Митрошин Павел Александрович

26.12.1905 - 18.12.1983

Герой Советского Союза

Даты указов

24.03.1945

Медаль № 6385

Митрошин Павел Александрович — командир сапёрной роты 106-го инженерно-сапёрного батальона (5-я инженерно-сапёрная Днестровская бригада, 6-я танковая армия, 2-й Украинский фронт), капитан.

Родился 26 декабря 1905 года в селе Новоалександровка ныне Ярковского района Тюменской области в крестьянской семье. Окончил 5 классов сельской школы. Работал в хозяйстве отца. С 1927 по 1931 год проходил действительную срочную службу  в армии – в 22-м стрелковом полку 8-й дивизии в городе Бобруйск (Белоруссия). Во время службы в армии окончил двухгодичные курсы по подготовке в ВУЗ.

После увольнения в запас в 1931 году переехал на Дальний Восток, в село Белоногово Серышевского района Амурской области, где работал в совхозе-коммуне имени Сталина счетоводом, бухгалтером.

В 1934 году переехал в город Томск. Работал бухгалтером в Управлении трудовых колоний НКВД. С 1937 года – член ВКП(б)/КПСС.  С 1938 года – заведующий финансовым отделом Томского горсовета, с 1940 года – в бюджетно-финансовой комиссии Томского горисполкома. В феврале 1941 года окончил 5-месячные курсы повышения квалификации заведующих финансовыми отделами в Ленинграде, работал главным бухгалтером на одном из предприятий Томска.

Вновь призван в армию 4 апреля 1941 года. Служил в отдельном строительном батальоне в поселке Каменка-Струмилово Львовской области.
 
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах в инженерных войсках в должностях командира сапёрной роты, командира инженерно-минной роты, командира отдельной мотомеханизированной разведывательной роты.

Особо отличился в Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции на территории Румынии.

22 августа 1944 года противник, укрепившись на выгодных позициях, артиллерийским огнем и беспрерывной бомбежкой с воздуха преградил основной путь наступающим танкам 6-й таковой армии, стремясь задержать их наступление.

Под огнем противника капитан Митрошин своей ротой за 2 часа оборудовал объезд, сделав гать, и быстро провел наступающие танки. Обеспечив обходный маневр танков, содействовал стремительности дальнейшего наступления наших войск на город Бырлад.

25 августа 1944 года вывел роту к реке Сирет в районе населенного пункта Космешти (6 км западнее города Текуч) на железной дороге Текуч – Мэрэшешти и внезапной атакой овладел мостом через реку, предотвратив его взрыв противником. Разминировав мост, обеспечил движение танков на город Фокшани.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Митрошину Павлу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С ноября 1945 года П.А. Митрошин — в запасе.  Вернулся в город Томск. С декабря 1945 года по сентябрь 1947 года работал заместителем заведующего отделом местной топливной промышленности Томского обкома BKП(6).

В 1947 году избран депутатом Томского городского Совета депутатов трудящихся, введен в состав исполкома.
В сентябре 1947 года был направлен слушателем в партийную школу. После окончания партийной школы в сентябре 1949 года, после окончания партийной школы, работал ревизором в от¬деле исправительно-трудовых колоний УМВД, затем там же начальником культурно-воспитательной части.

В 1952 году окончил заочное  отделение исторического факультета Томского педагогического института.
С июня 1953 по октябрь 1955 года работал заместителем управляющего районным управлением «Томскэнерго», с 1955 года – директором ликёро-водочного завода.

Скончался 18 декабря 1983 года. Похоронен в городе Томск. 

Именем Героя названа средняя общеобразовательная школа в селе Новоалександровка.

Награжден орденами Ленина (24.03.1945), Отечественной войны 1-й  (31.10.1943) и 2-й (20.04.1944) степени, Красной Звезды (30.09.1943), медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 


  С февраля 1942 года  П.А.Митрошин служил в 12-й саперной бригаде. В составе 7-й сапёрной армии на Юго-Западном, с июля 1942 года – на Сталинградском фронте строил оборонительные сооружения на реках Оскол и Дон, возводил обводы 2-й линии обороны на подступах к Сталинграду, с сентября 1942 года работал по инженерному обеспечению боевых действий во фронтовом подчинении Сталинградского, затем Донского фронта в ходе обороны Сталинграда  и Сталинградской наступательной операции «Уран» (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года).  26 ноября 1942 года 12-я саперная бригада была переформирована в 5-ю инженерно-минную бригаду.

В этой бригаде П.А.Митрошин участвовал на Воронежском фронте в битве на Курской дуге, где 5-я минно-инженерная бригада, 7 июля переименованная в 5-ю инженерно-сапёрную, находилась  в составе 69-й армии. Армия была во втором эшелоне Воронежского фронта, занимая рубеж в глубине обороны за 6-й и 7-й гвардейскими армиями. В последующем 69-я армия участвовала в отражении наступления ударной группировки войск противника юго-восточнее Прохоровки, с 18 июля 1943 года вела боевые действия в составе Степного фронта. В ходе заключительного этапа Курской битвы – Белгородско-Харьковской стратегической операции (3 – 23 августа 1943 года) войска 69-й армии во взаимодействии с другими армиями Степного фронта освободили Белгород (5 августа), Харьков (23 августа).

Затем П.А.Митрошин участвовал в Полтавско-Кременчугской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года) –  составной части Черниговско-Полтавской  стратегической операции.

В ходе этой операции с 1 по 3 сентября командир роты 106-го инженерно-сапёрного батальона 5-й инженерно-сапёрной бригады П.А.Митрошин во главе своей роты  выполнял задачу по строительству моста грузоподъемностью 30 тонн через реку Мжа (приток Северского Донца, южнее Харькова). Постройка шла под непрерывным артиллерийско-минометным огнем противника. Замаскировав место работ, П.А.Митрошин обеспечил строительство моста без потерь. Во время налета авиации  организовал групповой огонь силами роты по вражеским самолетам, не дав им сбросить бомбы на мост. Награжден орденом Красной Звезды.

В дальнейшем участвовал во многих операциях Степного (с 20 октября 1943 года – 2-го Украинского) фронта, где  его бригада большую часть времени находилась во фронтовом подчинении и использовалась на важнейших участках фронта.

В ходе Пятихатской наступательной операции (15 октября – 23 ноября 1943 года) –составной части Нижнеднепровской операции при строительстве моста через Днепр в районе города Верхнеднепровск Днеропетровской области рота  старшего лейтенанта П.А.Митрошина в течение одной ночи с 17 на 18 октября 1943 года, работая по грудь в холодной воде у правого берега под непрерывным минометным огнем, установила 6 клеточных опор при глубине воды 1,2 метра с переправой лесоматериала на подручных средствах. Задание было перевыполнено более, чем в 2 раза. Сам П.А.Митрошин в холодной воде ночью в темноте производил разбивку опор. Всего за 4 дня его рота построила полностью участок моста длиной 45 м, установив 11 опор, уложив 80 прогонов, 45 м настила с  заготовкой и подносом материалов.
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Во время Уманско-Ботошанской наступательной операции (5 марта – 17 апреля 1944 года) 5-я инженерно-сапёрная бригада действовала в оперативном подчинении 2-й танковой армии и участвовала в освобождении Правобережной Украины и Молдавии, в том числе молдавского города Бельцы, обеспечивала форсирование рек Горный Тикич, Южный Буг и Днестр.
6 марта 1944 года рота капитана П.А.Митрошина выполняла боевую задачу по строительству моста грузоподъемностью 60 тонн через рукав реки Горный Тикич. Работа велась под артиллерийским огнем противника и была выполнена за короткий срок, обеспечив успешное наступление частей 2-й танковой армии.
При форсировании реки Днестр под артиллерийско-минометным огнем и воздействием авиации противника сапёры во главе с П.А.Митрошиным  перевозили на резиновых лодках живую силу и технику, совершая до 20 рейсов за ночь.
За 25 дней марта сапёры роты построили 5 мостов, участвовали в строительстве мостов через Южный Буг и Днестр. Рота в условиях тяжелой распутицы совершила марш в 400 километров, обеспечивая продвижение танков на этом пути.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Особо отличился в ходе Ясско-Кишиневской операции, где его бригада действовала в оперативном подчинении 6-й танковой армии.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В период наступательных операций танковых частей 20-й гвардейской танковой бригады на территории Румынии командир роты капитан Митрошин П.А. проявил исключительное мужество, героизм и умение командовать своим подразделением в сложной боевой обстановке.
22 августа 1944 года противник, укрепившись на выгодных позициях на хребте Маре, ожесточенным артогнем и беспрерывной бомбежкой с воздуха преградил основной путь нашим наступающим танкам, стремясь задержать наше наступление.
Под ожесточенным огнем капитан Митрошин, умело и мужественно руководя своей ротой, за 2 часа оборудовал объезд, сделав гать, и быстро провел наступающие танки.
Обеспечив обходный маневр танков, капитан Митрошин содействовал стремительности дальнейшего наступления наших войск на город Бырлад. 
На пути наступления наших войск лежала крупная водная преграда – река Серет, могущая задержать наступление. Для успеха и стремительности дальнейшего наступления необходимо было успеть захватить важнейший железнодорожный и шоссейный мост  через реку Серет длиной 360 м в районе села Космешти до подхода наших передовых частей и не дать противнику его взорвать.
Выдвинувшись вперед наступающих частей, умело организовав и мужественно руководя своей ротой, Митрошин внезапно стремительной атакой штурмом овладел важнейшей переправой через реку Серет, сохранив мост от подрыва и истребив в бою за него более взвода солдат противника. При этом Митрошин в числе первых ворвался и перебежал мост, увлекая своим мужеством и геройством все подразделение. Через захваченный и разминированный мост с хода прошли наши наступавшие танки, развивая дальнейшее наступление на город Фокшаны.

За образцовое выполнение ответственных боевых заданий, способствовавших стремительности наступления наших войск, за личную доблесть и геройство, проявленные при этом, тов. Митрошин П.А. достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

Командир 106 инженерно-саперного батальона    майор Емельянов

В дальнейшем в составе своей бригады, которая была  переформирована 20 сентября 1944 года в 5-ю горную инженерно-сапёрную бригаду, участвовал в Бухарестско-Арадской (30 августа – 3  октября 1944 года), Дебреценской (6 – 28 октября 1944 года), Будапештской стратегической (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года), Братиславско-Брновской (25 марта – 5  мая 1945 года), Пражской стратегической (6 – 12 мая 1945 года) наступательных операциях.
В последних двух операциях бригада находилась в составе 1-й гвардейской конно-механизированной группы генерал-лейтенанта И.А.Плиева.

При подготовке биографии, кроме указанных источников, использованы биографические данные с официального портала муниципального образования «Город Томск». Портрет в штатском - отсюда же.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Амурцы-Герои. Т. 2 - Благовещенск: ИПК "Приамурье", 2010.

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»