Зеров Николай Петрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14175
Орден Ленина № 412658
Зеров Николай Петрович - механик теплохода «Вильгельм Пик» Камского речного пароходства Министерства речного флота РСФСР, город Пермь.
Родился в 1920 году в поселке Пожва ныне Юсьвинского района Пермского края в семей потомственных речников. Русский. Окончил 7 классов, Пермское речное училище. С 1940 года работал техником теплосетей в управлении Камского речного пароходства.
В ноябре 1940 года был призван в армию. Окончил Молотовское (Пермское) морское авиационно-техническое училище. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 80-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, был бортмехаником в экипажах гидросамолетов ГСТ («Каталина») и Че-2. К концу 1944 года старшина Зеров совершил 460 боевых вылетов на воздушную разведку, бомбовые удары, поиск подводных лодок противника. В сентябре 1944 года участвовал в высадке десанта в порт Варна (Болгария). За отличное выполнение боевых задача награжден орденом Красной Звезды. В 1947 году был демобилизован.
Вернулся на родину. Снова стал работать в Камском речном пароходстве. Три года он был механиком-наставником. С 1950 года работал механиком на судах, сначала на «Анри Барбюс», затем на «Композитор Скрябин». В 1961 году ему принял на верфи в городе Висмар (Германия) новейший трехпалубный пассажирский теплоход «Вильгельм Пик». В течение первой навигации теплоход перевез около четырех тысяч человек по дальним маршрутам- в Астрахань, Ростов-на-Дону, Ленинград.
Судно было самым совершенным на тот период, но механик Зеров постоянно работал над идеями о техническом совершенствовании судна. За годы его работы на «В. Пике», по его инициативе и при участии впервые на Камском флоте внедрена гидравлическая система форсунчатых игл, в результате чего улучшился режим работы двигателей и удлинился срок службы игл. Заслугой машинной команды во главе с Н. П. Зеровым по праву считается выполнение обязательств по продлению срока эксплуатации главных двигателей судна без их среднего ремонта. При активном участии Зерова сотрудники кафедры автоматики и телемеханики Пермского политехнического института (ныне технический университет) разработали и внедрили на теплоходе новое подруливающее устройство, основанное на полупроводниках. Всего же только за годы восьмой пятилетки он внес 16 рационализаторских предложений.
Вместе с КБ по его инициативе были разработаны рабочие чертежи по переоборудованию шлюпочной палубы - главного места отдыха туристов. Палуба была приподнята, над ней сделан капитальный металлический тент. Это позволило более комфортно проводить икносеансы и дургие мероприятия с пассажирами. О том, насколько удачна идея механика о переделке шлюпочной палубы, говорит тот факт: эта работа проведена на всех однотипных судах Волги и Камы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию речного транспорта, Зерову Николаю Петровичу присвоено вание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Избирался членом Пермского обкома КПСС, делегатом XXV съезда КПСС (1976).
Работал старшим механиком "Вильгельма Пика" до последних дней жизни. Скончался 7 октября 1977 года.
Награжден 2 орденами Ленина (14.09.1966, 04.05.1971), орденом Красной Звезды (09.02.1945), медалями, в том числе "За трудовое отличие" (04.11.1953).
В Пермской области была учреждена премия имени Н. П. Зерова, которая присуждалась лучшим речникам Камского речного пароходства. В его честь был переименован теплоход «Арагва» Камского речного пароходства (ныне выведен из эксплуатации).
Биографию подготовил:
Герои Прикамья. Пермь. "Пушка". 2006
Публикации в сети Интернет