Гуськов Леонид Алексеевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9964
Орден Ленина № 344966
Гуськов Леонид Алексеевич – директор завода № 47 Оренбургского совета народного хозяйства.
Родился 23 марта 1912 года в городе Люблино Московской губернии (ныне район Люблино Юго-Восточного административного округа города Москвы) в семье рабочего.
Трудовую деятельность начал в 1927 году столяром на вагоноремонтном заводе имени Войтовича в Москве. В 1930-1935 годах учился в Московском авиационном технологическом институте. В 1935-1936 годах – инженер-конструктор опытного завода имени Кирова в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). В 1936-1941 годах – инженер-конструктор, затем начальник бригады завода №84 в городе Химки Московской области. С июля 1938 года по август 1939 года по линии Наркомата оборонной промышленности СССР находился в служебной командировке в США на заводе Дугласа (город Санта-Моника, штат Калифорния).
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году вместе заводом эвакуирован в город Ташкент Узбекской ССР (ныне – Узбекистан). В 1941-1946 годах – начальник бригады, заместитель начальника, начальник сборочного цеха завода №84 в Ташкенте. В 1946-1947 годах – начальник сборочного цеха завода №30. В 1946-1947 годах – начальник производственно-технического отдела Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР.
В 1948-1950 годах – главный инженер, а в 1950-1955 годах – директор Ташкентского авиационного завода.
С 16 июня 1955 по 16 октября 1972 года – директор авиационного завода № 47 – Оренбургского машиностроительного завода (ныне – ОАО «ПО «Стрела»).
За 17 лет руководства заводом зарекомендовал себя как опытный руководитель и компетентный специалист, требовательный к себе и к подчинённым, талантливый организатор и новатор производства. В 1954-1958 годах завод серийно производил вертолёты Ми-1. Всего их было выпущено 597. Начиная с 1947 года заводом выпускались спортивные планеры Ан-1, Ан-2 КБ О. К. Антонова, десантные планеры ЦЕ-25 конструктора П. В. Цибина, Як-14 КБ А. С. Яковлева, самолёт По-2 в санитарном и пассажирском вариантах КБ Н. Н. Поликарпова. Шло освоение и выпуск штурмовиков-бомбардировщиков Ил-10М КБ С. В. Ильюшина. В 1957-1958 годах успешно освоен и обеспечен серийный выпуск беспилотного самолёта-снаряда конструкции КБ А. Я. Березняка.
В течение 1950-1980-х годов завод выполнял заказы на изготовление ракет 8К11, баллистических одноступенчатых ракет средней дальности 8К63 (ракетный комплекс Р-12) М. К. Янгеля, межконтинентальных баллистических ракет 8К84, 15А20, противокорабельных ракет морского базирования. В 1959 году боевой ракетный комплекс с ракетой 8К63 был принят на вооружение. Из боевых частей, на вооружении которых находились эти комплексы, были сформированы Ракетные войска стратегического назначения.
Организация серийного выпуска ракетного комплекса проходила в условиях исключительного напряжения сил всех работающих на заводе. К изготовлению оснащения, инструмента, средств механизации были привлечены многие предприятия страны. Для этого организовывались командировки инженеров и рабочих ведущих профессий с целью изучения опыта работы на заводах Перми, Омска, Днепропетровска и Москвы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники авиационный завод № 47 награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года (под грифом «совершенно секретно») за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта советского человека в космическое пространство Гуськову Леониду Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
15 октября 1961 года завод №47 переименован в Оренбургский машиностроительный завод (ОМЗ), который в 1965 году передан в ведение созданного Министерства общего машиностроения СССР. В 1965-1972 годах ОМЗ освоен целый ряд современных, технически сложных изделий. Велась работа над заказами главного конструктора Г. Н. Бабакина по изготовлению блоков автоматических станций, предназначенных для исследования Луны, Марса и Венеры. Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 января 1971 года ОМЗ был награждён высшей государственной наградой – орденом Ленина.
В 1972 году работал в Главном управлении Министерства общего машиностроения СССР. В 1973-1988 годах – главный инженер КБ «Салют», город Москва.
С 1988 года – на заслуженном отдыхе. Жил в Москве. Умер 11 августа 1995 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Неоднократно избирался членом бюро Оренбургского обкома КПСС, членом ЦК Компартии Узбекистана (1952 год), депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. Делегат XXII и XXIV съездов КПСС (1961 и 1971 годы).
Лауреат Государственной премии СССР.
Почётный гражданин города Оренбурга (10.05.2012, посмертно).
Награжден 3 орденами Ленина (16.09.1945; 17.06.1961; 29.08.1969), орденами Октябрьской Революции (08.10.1985), Трудового Красного Знамени (12.08.1976), «Знак Почёта» (10.07.1943), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (11.01.1957).
При подготовке биографии использованы материалы с официального сайта ОАО Производственное объединение «Стрела» и с сайта «Космический мемориал».
Биографию подготовил:
Публикации в сети Интернет
Россовский В.П. Герои труда. - Калуга, 1999